Ученики начальных классов – особая категории учащихся. Они – исследователи по своей природе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать делают их настоящими юными исследователями.
Вероятно поэтому такие «взрослые слова, как «проект», «проектная деятельность» перекочевали из лексикона старшеклассников в повседневную речь учеников младших классов. В нашем лицее даже первоклассник с полным правом может заявить: «Я – исследователь!». Милые и непосредственные «первочки» под умелым руководством своих учителей с азартом изучают историю своих игрушек, с которыми они еще не успели расстаться (1а класс), познакомились с историческими местами города Брянска (1б класс), исследовали заветные уголки своей малой родины (1в класс) и сделали уютным свой дом благодаря цветам, выращенным в ходе проекта «Растения нашего дома» (1г класс).
А вот четвероклассники нашего лицея – это исследователи «со стажем»! в ходе проектной деятельности они уже научились многому: ставить циль и планировать свою работу по достижению этой цели; уметь соотносить предстоящую работу со своими возможностями, затратой времени, экономическими факторами; работать «в команде» и общаться на основе сотрудничества и взаимопомощи; уметь самостоятельно находить и использовать нужную информацию.
Посмотреть на знакомые вещи любознательным взглядом, взглядом юных исследователей, попытались ученики 4а класса. «Часы! Такая привычная вещь! Они есть в каждом доме!» - подумаете вы. Вовсе нет! Это вещь с богатой историей. Знаете ли вы, что такое гномы, клепсидры, какие часы самые большие в мире, самые точные? Какими часами пользовались люди до начала летоисчисления? Спросите у четвероклассников: им есть о чем рассказать! Каждый ученик класса участвовал в сборе информации по теме. Даже родители не остались в стороне! Какие прекрасные презентации создали Елена Валентиновна (мама Валуева Д.) и Ирина Петровна (мама Илюшкиной А.).
Ребята делали учебные макеты циферблатов для уроков математики, составили таблицу «Мир времени», собрали пословицы, поговорки, загадки о часах и даже создали модель песочных. На помощь пришли уроки математики, окружающего мира, технологии, литературы, музыки. В завершении работы над проектом ребята своими руками сделали дизайнерские часы с теплым названием «Бабушкино время».
А главное – ребята научились ценить время, дорожить каждой минутой. Ведь жизнь дана на добрые дела.
Т.Г. Дегтярева,
учитель начальных классов,
"Почетный работник общего образования РФ"
Фотоальбом "Я - исследователь" (нач.школа)