Экологические проекты

Добрунский

 ЛИЦЕИСТ

ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ

Экологические проекты

 

Экологические проекты – путь к развитию опыта творческой деятельности школьников

НОУ "Экология и цивилизация". Участники проектаУчащиеся  нашего лицея при подготовке к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по экологии должны были решить трудную задачу - написать экологический проект по актуальной теме. Все участницы – Анна Гуж, Татьяна Каукина, Полина Пархимович – справились с этой задачей, представив доклады по экологии человека, общей и прикладной экологии.

Один из проектов, полезных при разработке комплексной целевой программы «Здоровье», - работа по сохранению опорно-двигательной системы школьников, представленная  ученицей 9 класса Анной Гуж.

Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, которая имеет не только эстетическое значение, но  является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, как один  из показателей состояния здоровья людей. В результате медицинских осмотров установлено, что нарушением  осанки среди детей и подростков Брянской области страдают около 14 % обследуемых.

Осанка играет далеко не последнюю роль в формировании организма. Если вовремя предупредить нарушения, связанные с осанкой,  и использовать меры профилактики, то можно будет избежать многих патологических проявлений. Задачей школы является сохранение здоровья учащихся, в том числе их  осанки.

Сильное искривление позвоночника уродует ребенка, отрицательно сказывается на его физическом развитии: сужается грудная клетка, ухудшается работа органов дыхания. Школьник с искривлением позвоночника слабее здоровьем, чем его сверстники.

Цель работы – изучить состояние опорно-двигательного аппарата школьников на примере состояния осанки обучающихся и факторов, влияющих на его состояние. В ходе исследования  решались следующие задачи.

1. изучить вопрос о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья;

2. оценить влияние  школьной среды  на формирование осанки учащихся;

3. проанализировать распространённость заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся по данным медицинских карт;

4. разработать мероприятия по снижению нарушений осанки.

В работе применялись такие методы,  как  анализ литературных источников, анкетирование, метод определения состояния осанки и позвоночного столба человека, диагностики состояния стопы.

Работая над темой исследования, пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата ребенка.

НОУ "Экология и цивилизация". Рук. Михалева Г.И.Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того, чтобы изменить то, что мы можем изменить,  вполне по силам взрослым. Данная  проблема должна постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

В ходе выполнения работы мы пришли к следующим выводам.

1. Заболевания опорно-двигательной системы занимают лидирующие позиции в спектре «профессиональных болезней» школьников. Количество детей с неправильной осанкой регистрируется в 3-ем классе (16,5 %), к 11 классу их число уменьшается (11,4 %). Однако с 8-го класса уже регистрируют  сколиозы, удельный вес которых составляет 3,8 – 7 %

2. На формирование осанки как одного из морфолого-физических показателей состояния опорно-двигательной системы оказывают влияние внешние факторы: двигательная активность, масса школьного портфеля, состояние обуви учащихся, качество мебели в учебных классах и соответствие мебели росту школьников.

3. Состояние обуви и несоответствие её гигиеническим требованиям к, а также масса школьных портфелей с принадлежностями и вид школьных сумок (ранец или портфель с ручкой) приводят к нарушению осанки. У младших школьников на первое место по вкладу в развитие неправильной осанки вносит масса школьных портфелей, у старшеклассников – тип обуви.

4. Социальное исследование  опорно-двигательной системы детей показало поверхностное знание ими правил сохранения осанки.

Рекомендации по поддержанию здоровья опорно-двигательной системы

Рекомендации учителям:

В течение урока нужно напоминать ученикам о правильной позе за партой;

Проводить гимнастику, расслабляющую мышцы школьников, у учащихся 1 – 8  классов включительно;

Менять рабочие места учащихся в крайних рядах не реже 1 раза в четверть, особенно в классах первой четверти;

Ежегодно проводить просветительскую работу по расширению представлений школьников об осанке и условиях её формирования.

Рекомендации ученикам.

  • Не носите лишнего в ранцах.

  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него лишние учебники.

 

Рекомендации родителям:

  • Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы!

Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.

  • У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.

  • Ваши дети быстрее устают, таская за спиной тяжеловесы.

  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

 

Рекомендации руководителям, выпускающим школьные принадлежности (учебники, ранцы и др.), работникам школы.

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

  • использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

  • найти возможность (в начальной школе) использовать 2 комплекта учебников (один – в школе и один – дома)

  • при составлении расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.

 

Г.И. Михалева,

учитель географии и экологии,

руководитель НОУ «Экология и цивилизация»

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения