Проект "Энциклопедия словарных слов"Исследовательская работа «В мире словарных слов» была предложена в этом полугодии нашим замечательным завучем по воспитательной работе Никитенко Людмилой Васильевной. Ребята  с  радостью  подхватили  эту  идею, и работа   закипела. Для того чтобы научиться самостоятельно добывать знания и проводить исследования,  надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. Подготовительная работа над проектом велась на уроках русского языка в виде анализа значений новых словарных слов.

На осенних  каникулах каждый ученик выбрал себе свое слово для исследования и начал работу под руководством родителей. Исследование проводили по следующему плану:

1. Загадка, ответом которой является словарное слово.

2. Лексическое значение (работа со словарями).  Обращается внимание на многозначность слова.

3. Рисунок слова (по количеству значений слова).

4. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).

5. Этимология (происхождение) слова  (работа со словарями).

6.  Родственные слова.

7. Синонимы, антонимы.

8. Фразеологизмы (работа со словарями)

9. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.

10. Мое творчество.

Защита индивидуальных  проектов проходила на протяжении всей 2 четверти. Никто не остался в стороне. Трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Проект "Словарные слова. Учитель. Ученик"Для  выхода на зимнюю лицейскую сессию мы подготовили лингвистический групповой проект «Словарные слова. Учитель. Ученик». Выполняя исследования в группах,  и сильные, и слабые ученики имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ребенок, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли детей, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать насладиться радостью своего открытия.

Продуктами нашего группового проекта стали:

1.    Выставка рисунков, на которых учащихся изобразили себя и своего наставника.

2.    Конкурс сочинений «Мой учитель»

3.    Презентация об исследовании слов «учитель», «ученик».

4.    Шуточная сценка «На уроке…»

Защита индивидуальных проектовВнедрение  ФГОСов,  направленных  на   самостоятельное  добывание  знаний  учащимися  и  практическое  их  применение, идет  в  нашем  классе   в  нужном  направлении.  Дети свободно  комментируют  свои  действия,  владеют   определенными  навыками  самостоятельной  работы , могут  частично  организовать  свою  учебную  деятельность, с легкостью объясняют,  как  и зачем  они  это  делают.

 

Политико Н.В., учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1 Брянского района»