Путь к слову Родина
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В рамках общешкольного проекта «Словарные слова», мы выбрали по программе 3-го класса слово «родина», ведь «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью», - писал В.А.Сухомлинский.
Тема нашей исследовательской работы «Путь к слову «Родина».
Объект исследования: словарное слово «Родина».
Предмет исследования: д.Добрунь - моя малая Родина.
Цель исследования: расширить знания о своем родном крае.
Задачи исследования:
1) Познакомиться с лексическим значением слова Родина»;
2) Изучить этимологию слова «Родина»;
3) Подобрать к слову «Родина» родственные и однокоренные слова, синонимы и антонимы;
4) Познакомиться с историей д.Добруни;
5) Предложить свое видение эмблемы Добруни;
5) Создать фотоальбом «Моя малая родина».
Гипотеза исследования:
Пропустив слово «родина» через всю языковую систему русского языка и изучив историю д.Добруни, сформируем чувство патриотизма к своему родному краю.
Продуктом исследования стали:
1.Герб д.Добруни (рисунок);
2.Фотоальбом «Моя малая родина»;
3. Презентация.
Мы, разделившись на микрогруппы, начали свою работу с поиска информации из словарей.
Ребята из первой микрогруппы, исследовав толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, узнали, что слово родина имеет два лексических значения:
1) Родина-это место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.
2) Отечество, родная страна.
Вторая микрогруппа, проследив этимологию слова родина по различным словарям, узнала , что слово «Родина» происходит от православной формы русского корня «род», от которой в числе прочего произошли: древне-русские, старо-славянские- «родъ», русский-род, украинский- рiд, белорусский- род, болгарский- род, сербохорватский- род.
Ребята из третьей микрогруппы выяснили, что у слова родина есть слова-родственники: Родной, родители, род.
Слова-друзья-синонимы: отчизна, родная страна, прародина, колыбель, отечество, край отцов, родной край.
Антонимом к слову родина является ЧУЖБИНА.
На уроках русского языка мы подбирали однокоренные слова. В ходе этой работы определили, какие слова являются однокоренными. Родина- Родинка, родители, род, народ, родня, родственники, родной, родная, родимая, родился, родиться, рождение, народный, родственный, родные, родимый, природный, урожденный.
Пропустив слово «родина» через языковую систему русского языка, пришли к выводу, что Родина-это страна, где родился человек, его родной город или село, его школа, его родители, друзья, а также природа.
Итогом нашей работы стала выставка рисунков «Моя родина». Этим мы не ограничились, пожелав больше узнать о своем родном крае.
Определили географическое положение на карте. Посетили школьный краеведческий музей и выяснили, что первые документальные сведения о Добруни относятся к 1620 году, когда в писцовых книгах Брянского уезда Добрунь названа владением князя Григория Константиновича Волконского.
Продолжили изучение истории Добруни уже в сельской библиотеке, обнаружив интересный исторический факт. Оказывается Деревня Добрунь запустела в начале 1664 г. после набегов крымских татар и литовцев.К началу 18 века деревня стала владением Свенского монастыря.В 1711 г. в ней было 19 дворов, в 1745г.- уже 36 дворов в которых числилось 143 души.
Во второй половине 19 века, население Добруни стало быстро расти. В 1932 году в Добруни образован колхоз «Культура», укрупнённый в 1960-е гг.; с 1965 — совхоз, с 1975 — крупнейшее тепличное хозяйство области (ныне СПК "Агрофирма «Культура»"). Дом культуры (с 1982), библиотека, стадион. Храм Рождества Христова с 2003 года.
Первая школа в Добруни открылась в 1895 году. В 1904 году в ней обучалось 50 детей. А сейчас в лицее обучается 690 детей и численность населения составляет на 2015 год 6200, это мы узнали из интервью с директором лицея д.Добрунь Галиной Фроловной Королевой, которая руководит данным учреждением с 1982 года. Галина Фроловна рассказала, что в 2007 году Добрунская общеобразовательная школа получила статус лицея (и в этом, мы считаем, ее заслуга).
Изучив историю края, мы узнали, что Добрунь не имеет собственной эмблемы. При встрече на классном часу с заместителем главы Добрунской сельской администрации Александром Васильевичем Гришковым, мы предложили различные варианты герба, один из которых может стать эмблемой нашего родного края.
Заключительным этапом работы со словом родина стал сбор фотографий достопримечательностей Добруни, которые мы оформили в альбом «Моя малая родина». Данный фотоальбом мы подарили в наш школьный краеведческий музей.
Изучение истории своего родного края - это не только знания об истории и культуре малой родины, но и уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти.
Абалухова И.А., учитель начальных классов
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"