Интеллектуальная игра

 «По страницам лицейской жизни А.С.Пушкина»

ПЕРВЫЙ ТУР

«Вы помните: когда возник Лицей…»

Интеллектуальная игра "Умники и умницы. По страницам лицейской жизни А.С.Пушкина" для уч-ся 6-х классов. Отв. Дубова А.В. и 8б класс.1.  Какой  выдающийся  государственный  деятель  осознал  необходимость  открытия  в  России особого учебного заведения и создал проект «Первоначальное начертание особенности Лицея»?

2.  На  гербе  Лицея  были  изображены  «принадлежности  наук  и  словесности»:  сова    символ мудрости,  лира,  свиток  и  венки    лавровый  и  дубовый.  А  какой  девиз  венчал  лицейский  герб?

3. На сколько курсов делилось обучение в Лицее?

4.  Несколько  лет  успехи  в  учёбе  и  поведении  лицеистов  не  отмечались  привычными  нам

оценками,  и  лишь  с  1816  года  для  воспитанников  Лицея  была  принята  система  отметок.  Какой была  высшая  оценка,  соответствующая  уровню  «превосходно»,  и  низшая    «худо»?

5. Каков смысл лицейского куплета:

      Блажен муж, иже

      Сидит к каше ближе.

6.  В  физическом  кабинете  Лицея  был  глобус  Земли.  Современные  ученики,  даже  если  они  и  не большие знатоки географии, очень удивятся, рассматривая его. В чём главное отличие лицейского глобуса  от  тех,  которыми  пользуетесь  вы? 

 7.  Во  время  Отечественной  войны  1812  года  всё  свободное  время  лицеисты  и  их  наставники проводили в одной из комнат Лицея. Как называлась эта комната и для чего собирались в ней все обитатели  Лицея?

 8.  С  1816  года  лицеисты  получили  возможность  свободно  общаться  с  офицерами  лейб-гвардии гусарского  полка,  квартировавшего  в  Софии    предместье  Царского  Села,  и  даже  посещать  их казармы.  Однажды  лицеист  Пушкин,  будучи  в гостях  у гусар,  услышал  от  одного  из них фразу, которую запомнил на всю жизнь: «Я не ношу перстней. Они напоминают рабство». Кто произнёс эти слова?

 9.  Почему  лицеисты  первого  пушкинского  выпуска  называли  себя  «чугунниками»? 

ВТОРОЙ ТУР

«Наставникам, хранившим юность нашу… Не помня зла, за благо воздадим»

Интеллектуальная игра "Умники и умницы. По страницам лицейской жизни А.С.Пушкина" для уч-ся 6-х классов. Отв. Дубова А.В. и 8б класс.1.  Свою  главную  заслугу  этот  лицейский  наставник  видел  в  том,  что  в  их  «воспитательном учреждении  есть  главное    нет  духа  раболепствия».  О  ком  идёт  речь?  

2. Этого прекрасного педагога лицеисты любили и уважали. Он был строгим, дельным, знающим, умел  приохотить  питомцев к своему предмету,  умел  и  требовать.  Мало кому известен  тот  факт,что  в  эпоху  правления  Екатерины  II  данный  учитель  открыл  фабрику  золотых  и  серебряных

материй  для  шитья  модной  одежды  при  дворе  императрицы.  Именно  Екатерина  по  просьбе будущего  лицейского  наставника  указом  изменила  его  настоящую  фамилию.  По  какой  причине это  произошло?  Что  преподавал  этот  педагог  в  Лицее?

3. Успехи лицеиста Пушкина в математике и физике, которые преподавал Яков Иванович Карцов, были  невелики.  Товарищи  будущего  великого  поэта  любили  повторять  анекдот  о  том,  как однажды  Карцов  вызвал  Пушкина  к  доске  решать  алгебраическую  задачку.  Александр  долго переминался с ноги на ногу и молча писал какие-то формулы. Учитель спросил: «Что же вышло? Чему равняется икс?» «Нулю», - улыбнулся Пушкин. Что ответил на это Яков Иванович?

4.  До  поступления  на  службу  в  Царскосельский  лицей  педагог,  о  котором  сейчас  идёт  речь, заведовал  Педагогическим  институтом,  о  котором  так  зло  отзывалась  княгиня  Тугоуховская  из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

          …в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

      Там упражняются в расколах и в безверье

      Профессоры!!.

  Кто  этот  педагог?  Чем  он  занимался  в  Лицее?

5.  В  своей  известной  книге  «Право  естественное»  этот  лицейский  наставник  писал:  «Каждый человек внутренне свободен и зависит только от законов разума, а посему другие люди не должны употреблять  его  средством  для  своих  целей».  Идеи  и  мысли  книги  царское  правительство посчитало  «весьма  вредным»,  и  в  1821  году  молодой  профессор  был  не  только  изгнан  из Царскосельского  лицея,  но  и  удалён  от  службы  по  министерству  народного  просвещения.Лицеисты  первого  выпуска  всю  жизнь  помнили  эрудицию,  благородство  и  внутреннюю раскрепощённость, которые были присущи их любимому учителю. Кто он?

6. До приезда в Россию этот любимый лицеистами педагог был известен в Вене как превосходный пианист  и  подающий  надежды  композитор.  Он  не  раз  встречался  с  Моцартом  и  Сальери,  а  с молодым  Бетховеном  совершенствовался  у  одного  преподавателя.  Россия  стала  его  второй родиной, до приглашения в Царскосельский лицей он с успехом концертировал в Петербурге. Кто этот учитель и что он преподавал в Лицее?

7.  По  книгам  этого  лицейского  преподавателя  занимались  несколько  поколений  российских учащихся.  Его  учебники  латинской  и  российской  грамматики  выдержали  множество  изданий,  а некоторые  положения  «Общей  риторики»  не  утратили  своей  актуальности  и  сегодня.  Назовите

этого  учёного-педагога,  лицейского  наставника  Пушкина.

8.  В  1814  году,  после  смерти  первого  директора  Лицея  Василия  Фёдоровича  Малиновского,  в учебном  заведении  начался  период,  который  Пушкин  в  набросках  своей  биографии  назвал «безначалием».  В  Лицее  появилась  должность  «замещающий  директора».  Её  по  очереди исполняли преподаватели, а затем совет профессоров. В ряду исполняющих должность директора был  даже  надзиратель  по  учебной  и  нравственной  части,  отставной  полковник  артиллерии, человек  малообразованный:  «фигура»  выговаривал  «фигура»,  а  французского  писателя-просветителя  Жан-Жака  Руссо  считал  женщиной  Эмилией  Руссо  (известный  педагогический трактат просветителя назывался «Эмиль»). О ком идёт речь?

9. С одним из служителей Лицея связана жуткая детективная история, произошедшая в Царском Селе. Отголоски этой истории можно услышать в эпиграмме лицеиста Пушкина:

      Заутра с свечкой грошевою

      Явлюсь пред образом святым:

      Мой друг! остался я живым,

      Но был уж смерти под косою:

      Сазонов был моим слугою,

      А Пешель – лекарем моим.

Кровавые  события,  разыгравшиеся  в  Царском  Селе,  легли  в  основу  художественного фильма  «1814»,  снятого  в  2007  году  режиссёром  АндресомПуустумаа  по  сценарию  Дмитрия Миропольского. Что вам известно об этой детективной истории?

ТРЕТИЙ ТУР

«В начале жизни школу помню я…»

Интеллектуальная игра "Умники и умницы. По страницам лицейской жизни А.С.Пушкина" для уч-ся 6-х классов. Отв. Дубова А.В. и 8б класс.1. В какое  учебное  заведение  хотели  определить  Сашу  Пушкина  его  родители  до  того,  как начались хлопоты о зачислении его в открывающийся Императорский Лицей в Царском Селе?

2.  В  лицейских  записках  Пушкина  можно  встретить  такую  фразу:  «№  14  не  согласен  с    13». «Расшифруйте» её.

3.    В те дни в таинственных долинах

       Весной, при кликах лебединых,

       Близ вод, сиявших в тишине,

       Являться муза стала мне, -

так    вспоминал    Пушкин  о  начале  своего  творческого  пути,  начавшегося  в  стенах  Лицея.  А сколько стихов написал он в лицейский период?

4.  В  1815  году  в  журнале  «РоссийскийМузеум»  было  напечатано  пушкинское  послание  «К Галичу», любимому лицейскому профессору юного поэта. Вместо подписи в конце стихотворения стояли  цифры:  1…14…16.  Что  они  означают? 

5. 8  января 1815  года в  Лицее состоялся публичный экзамен, на  котором Пушкин прочитал своё стихотворение  «Воспоминания  в  Царском  Селе»,  потрясшее  Гаврилу  Романовича  Державина, почётного гостя на этом экзамене. После испытаний на торжественном обеде, данном министром

просвещения  графом  Разумовским,  все  поздравляли  Сергея  Львовича  Пушкина  с  успехом  сына. «Я  бы  желал,  однако  же,  образовать  вашего  сына  в  прозе»,  -  сказал  министр.  Что  на  это воскликнул Державин?

6. Ещё будучи лицеистом, юный Пушкин был принят в члены литературного общества «Арзамас». Все  члены  этого  общества  имели  прозвища.  Откуда  они  брались?  Какое  прозвище  было  у Пушкина?

7.  С  первого  знакомства  с  Пушкиным  Василий  Андреевич  Жуковский  был  поражён безошибочностью  поэтического  слуха  и  памяти  юного  лицеиста.  Известно,  что  Пушкин  мог запомнить  любые  стихи,  прочитав  или  услышав  их  всего  один  раз,  лишь  бы  они  отличались художественными  достоинствами.  Чтобы  убедиться,  получилось  или  нет  новое  произведение, Жуковский приходил в Лицей и читал его Пушкину. Что происходило потом? 

8. Прочитайте два отрывка из стихотворений лицеиста Пушкина:

Так, Наталья! признаюся,      Свет-Наташа! где ты ныне?

  Я тобою полонён,      Что никто тебя не зрит?

  В первый раз ещё, стыжуся,   Иль не хочешь час единый

  В женски прелести влюблён…    С другом сердца разделить?

  К  одной  ли  девушке  обращены  эти  любовные  послания  юного  поэта? 

9.  В  каком  чине  был  выпущен Пушкин  из  Царскосельского  лицея  и  куда  определён  на  службу?

 

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР

«Родные братья мы, конечно, и наш Лицей одна семья»

Интеллектуальная игра "Умники и умницы. По страницам лицейской жизни А.С.Пушкина" для уч-ся 6-х классов. Отв. Дубова А.В. и 8б класс.1) Хорошо ли вы знаете древнегреческую и римскую мифологию? Вам предстоит правильно определить значения десяти слов, выбрав их из предложенных. 

Мифологические имена и

названия Значения

1.  Адонис 1. Старец с косой, олицетворение времени

2.  Зоил 2. Муза трагедии

3.  Геликон 3. Возлюбленная Зевса, к которой он

явился в образе лебедя

4.  Евксин 4. Богини судьбы, прядущие и

обрывающие нить жизни

5.  Авзония 5.  Юноша,  возлюбленный  Афродиты, 

растерзанный  диким вепрем

6.  Харита 6. Одна из трёх богинь красоты и радости

7.  Мельпомена 7. Италия

8.  Леда 8. Гора, где обитали музы

9.  Хрон 9.  Легендарный  критик,  чьё  имя  стало 

нарицательным  для изображения злобного

хулителя

10. Парки 10. Чёрное море

2.

1.  Этот  лицеист  пользовался  огромным  уважением  товарищей.  Невысокий,  тщедушный,  он обладал железным характером и несгибаемой волей. Решив стать военным, всячески закалял себя для  будущих  тягот.  Трудолюбие  его  было  поразительным.  Чтобы  больше  успеть,  он  мало  спал. Тренируя  волю,  неделями  отказывался  от мяса, пирожного,  чая.  Чтобы  стать  сильнее,  взваливал себе на плечи толстенные словари; вырабатывая правильную посадку при верховой езде, готовил уроки,  сидя  верхом  на  стуле.  Кто  этот  лицеист? 

2.  Почему  лицеиста  Михаила  Яковлева  прозвали  «Паяс  200  номеров»? 

3.   Ты родился, и поэта

  Нового увидел мир,

  Ты рождён для славы света,

  Меж поэтов – богатырь!

О ком был сложен в Лицее этот восторженный «Хор»?

4. Большую часть свободного времени этот лицеист проводил в библиотеке. Из прочитанных книг он делал выписки и распределял их в алфавитном порядке. Тетрадь с выписками Пушкин называл «наш  словарь»,  часто  обращался  к  таким  разделам,  как  «Образ  правления»,  «Обязанности гражданина-писателя»,  «Свобода  гражданская»  и  так  далее.  Кто  же  составил  такой  полезный «Словарь»?

5.  Каждый  из  лицейских  поэтов  мечтал  увидеть  свои  стихи  напечатанными  в  каком-нибудь журнале.  И  вот    в  июне  1814  года  в  12-м  номере  журнала  «Вестник  Европы»  появилось стихотворение  одного  лицеиста.  Кто  был  этот  счастливчик?

6.  Этот  лицеист  достиг  всего,  о  чём  мечтал  в  стенах  учебного  заведения:  совершил  несколько кругосветных  плаваний,  хотя  всегда  страдал  морской  болезнью,  участвовал  в  экспедиции  по исследованию северных берегов Восточной Сибири, где один мыс назван в его честь, стал контр-адмиралом и сенатором. Назовите его имя.

7. В стихотворении ко дню Лицея 19 октября 1822 года Антон Дельвиг писал:

      Дай бог, чтоб так же сохранили

      Мы скотобратские сердца.

Почему  некоторые  лицеисты  называли  себя  «скотобратцами»? 

8.  Этот  лицеист  никогда  не  был  в  числе  друзей  юного  Пушкина,  но  судьба  сложилась  так,  что именно  он оказался  рядом со смертельно раненным великим поэтом и оставался с ним до самой кончины  29  января  1837  года.  О  ком  идёт  речь?

9. Ответьте на  вопрос, который задавал себе  Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении  «19 октября» (1825 года):

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?