Юные исследователи
Сегодня много говорится об изменениях в образовательном процессе. Перед школой стоит важная задача — создать необходимые условия для развития каждого ученика, помочь ему в формировании активной жизненной позиции, передать ему ответственность за получение знаний в учебном процессе.
Одним из методов, способных эффективно помочь в решении подобной задачи, можно назвать проектное обучение. Оно позволяет учащимся проявлять высокую степень инициативности и самостоятельности, способствует приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, основанный на личной заинтересованности учащегося, метод проекта спонтанно и естественно развивает познавательную мотивацию ребенка.
Так, на уроке окружающего мира при изучении раздела «Здоровье и безопасность» у ребят возникло множество вопросов, касающихся здоровьесбережения. Было принято решение более подробно изучить темы касающиеся сохранения здоровья. И как следствие – два, на мой взгляд, достойных парных проекта «Детская косметика: вред или удовольствие для ребенка? » и «Компьютерные игры – за или против».
Всю правду о детской косметике решили выяснить Жигулина Вероника и Пилюгайцева Антонина. Девочки рассказали об истории развития косметики. Выяснили, что в состав детской косметики входят натуральные масла и экстракты растений, мягко ухаживающие за детской кожей; в этой косметики нет вредных компонентов, консервантов, гормонов, спирта и ГМО, а также веществ, вызывающих аллергию. Проанализировав анкеты девочек и их мам, сделали вывод о том, что большинство девочек любят и хотят пользоваться детской косметикой, а большинство мам, не зная состава детской косметики и ее влияния на кожу, а скорее всего от сложившего стереотипа, что детская косметика – это вредно, запрещают ее использование. Чтобы мамы были спокойны за своих дочурок, девочки в домашних условиях изготавливают губную помаду, которая точно не окажется под запретом!
Володин Илья и Картамышев Юрий решили взвесить все «за» и «против» в своей исследовательской работе «Компьютерные игры – за или против» начав свое выступление с теоретических основ. Проанализировав ответы анкет детей и их родителей, ребята выяснили, что родители часто не знают, в какие игры играют их дети, что большинство родителей считают, что компьютер – это вред, поясняя: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба», «лучше сесть почитать». Чтобы выяснить, действительно ли дети так сильно зависят от компьютеров, Юра и Илья, предлагают ученикам класса принять участие в акции-эксперименте «Один день без компьютерной игры». Оказалось, что большинство учащихся класса так и не смогли справиться с желанием поиграть в компьютерные игры, а некоторые с этим желанием даже не стали бороться – сели играть сразу. Этот факт позволил ребятам сделать вывод, что часть одноклассников попала в игровую зависимость. Затем юные исследователи отправились за консультацией к медицинскому работнику, где врач отметил отрицательное влияние компьютера на организм ребенка, дала рекомендации по работе с компьютером.
Результаты исследования, позволили мальчикам сделать вывод, что влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре про окружающий реальный мир. В конце своего выступления мальчики раздали ребятам памятки при работе за компьютером .
В заключении следует отметить, что дети достойно представили свои проекта и остались довольны проделанной работой.
Цыбатова Т.И., учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1 Брянского района»