Первый звонокНашла себе  профессию  по душе

Привет из Добруни!  Здравствуйте, уважаемые  организаторы конкурса «Народный учитель»!

Пишет Вам Кочергина Татьяна Ивановна. Я работаю более 33-х лет учителем  математики в  лицее (ранее Добрунская  общеобразовательная средняя школа). Мне повезло.

Не каждый поселок может похвастаться таким  учебным заведением. Красивые   холлы, современные интерьеры,  светлые уютные классные комнаты, информационно-библиотечный центр, компьютерное оборудование в каждом кабинете, спортивные и танцевальный залы, просторная столовая. Но главное, конечно, не стены. Главное-люди. Это  учителя, разные и непохожие друг на друга; их объединяет любовь к детям, стремление дать ученикам прочные знания, пробудить интерес к исследовательской работе и творчеству. Все педагоги стремятся вырастить  достойных, конкурентноспособных  выпускников.

Сделать это непросто. Много проблем  в современном образовании, как и в других сферах и производствах.

Остановлюсь на некоторых  из них.

Проблема 1. Отсутствие единых предметных учебников.

Когда в 1983 году я начинала  педагогическую деятельность, этой  проблемы не существовало. Учебники были  едины по всей стране, утверждены Министерством образования. Москва. Издательство «Просвещение». Содержание  и  стиль  объяснительных текстов  были понятными  для большинства учеников и их родителей. В учебниках было мало теории и много  тренировочных заданий. Общеизвестно, что теория без практики мертва.

В годы перестройки произошла школьная реформа, в результате которой каждое учебное заведение, и каждый учитель получили  возможность  выбора альтернативных учебников.

Что тут началось!  

День науки- 2017.
 Математическая гостиная»На рынке методической  литературы появилось множество   учебных издательств,   среди авторов учебников  были   педагоги-новаторы,  профессора, никогда, наверное, не работающие в школе. Им  и в голову не приходила  мысль,  о том, что нужно учитывать возрастные особенности ребенка.

На сегодняшний день  большинство   учебников по математике   для учащихся среднего и старшего звена остаются некрасочными;  очень много теории, причем из высшей математики. Стиль изложения текстов  - высоконаучный, трудный для понимания  ребенка.

В  каждом параграфе  присутствуют  5-6 типовых  задач. Предложен авторский комментарий. Но   эти  образцы решений   зачастую  даны  без промежуточных  действий и вычислений. Как говорится, разберись и догадайся сам.  Времени на изучение темы параграфа  с учетом решения  всех  предложенных   задач не хватает. Вот и приходится учителю отбирать только  те задания, с которыми ученики встретятся на рубежных контрольных работах или  экзаменах. Остальные задания, даже красивые по своему содержанию, остаются без внимания большинства детей.

Программы изучения  предметов ОЧЕНЬ ТРУДНЫЕ для ребенка. Поэтому дети переутомлены, часто болеют и обращаются к репетиторам.

Какой выход из сложившейся  ситуации нашли педагоги нашего методического объединения?

Во-первых, с учетом индивидуальных способностей учащихся в лицее  были   созданы  классы с базовым и углубленными  уровнями подготовки  по математике. Естественно, что  учебники соответствовали  выбранному направлению.

Во-вторых, для классов  с  углубленным изучением математики, была введена лекционно-семинарско-зачетная система обучения, которая позволила  высвободить  дополнительное время на отработку практических навыков при решении типовых задач.

Ведется профильное обучение учащихся.

Проблема 2. Разрушены основы  воспитания.

Если ученик забыл тетрадь, дневник, учебник, ручку, линейку, пенал,  следует   лишь мягкое порицание. Такая же реакция  и на небрежное ведение  тетради, грязь в ней - все это неуважение к  учительскому  труду; формирование привычки   безответственности.

Сегодня  с  учеником учитель обязан разговаривать корректно, не повышая голоса, даже если ребенок ведет себя нагло, вызывающе. Современный учитель не защищен , поддается нападению со стороны невоспитанных  родителей и их чад.

Я решаю эту проблему традиционно: иногда  оставляю после уроков таких учеников, обеспечив  их канцтоварами, выполнять неприготовленные домашние задания; иногда созваниваюсь с родителями и посвящаю их в проблему; иногда повышаю голос  и одергиваю ребенка; иногда просто  не обращаю внимания  на неадекватное поведение учащегося и прошу остальных детей следовать моему поведению.

Математика - царица всех наукПроблема 3. Критика традиционного обучения и замена его   технологией  развивающего обучения.

Многие разработчики теории развивающего обучения подвергают критике   основные положения советской системы обучения, так называемого традиционного обучения.

Начнем  с  первого этапа современного урока. Сообщение темы урока. Чаще всего, учитель  должен подвести детей к  названию темы,  предложив   какое-нибудь  интересное задание детям, вызывающее удивление. Если это игровой момент, то   методический  трюк срабатывает, особенно в младшем и среднем звене.

Если в  задании  надо что-то  прочитать и  найти выход из положения, то  но не в каждом классе   сработает   это новшество. Почему?

Ответ простой: дети  плохо читают. Общеизвестно, что  с приходом ИКТ – технологий напрочь отбита  привычка читать  литературу (скажем честно, у 80% -90%   учеников привычка не сформирована вообще). Читают невыразительно.  Ученики порой не понимают смысла  текста.

Чтобы развивать новые универсальные учебные действия, надо иметь прочную основу. Дети мало говорят по теме урока, скудно пересказывают текст параграфа либо по причине неумения, либо по причине собственной лени.

Поэтому на каждом  уроке я планирую и провожу работу с учебником.Всероссийский педагогический 
практикум. г. Сочи, 2016 г.

Зачастую ученики  приходят  из начальной школы без знания таблицы умножения.

Со стороны учеников (порой и родителей)  звучит вопрос: «Зачем  запоминать   таблицу умножения, если в каждом телефоне есть приложение в виде калькулятора?».

На этот вопрос я отвечаю известным высказыванием Песталоцци И. «Счет и вычисления  - основа порядка в голове».

Некоторые вышеперечисленные  проблемы в образовании немного утомили меня, да и Вам уважаемые организаторы ,  хочется услышать  положительные моменты в моей системе работы.

Согласно Профессиональному Стандарту педагога , учитель должен  быть умным,  добрым, требовательным, компетентным, творческим, интересным детям.

Как не потерять свое лицо и перенести личный   многолетний опыт в сегодняшнее время мне, учителю  старой закалки?

«Человек … родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править… не дана ему от рождения: она приобретается  учением», - писал Лобачевский Н.И.

IX Международный педагогический форумЯ постоянно учусь. Занимаюсь самообразованием, самосовершенствованием.

Не упускаю случая посетить семинары ведущих специалистов в области математики.

29.09.2017. на базе  школы №1 г.Брянска  проходил  семинар педагогических работников образовательных организаций Брянской области на тему «Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике», и я, как член Ассоциации педагогических работников приняла  участие в его работе.

Кроме этого, я и мои коллеги ежегодно посещаем  Всероссийский марафон учебных предметов  в г.Москве, ездим учиться на  всероссийские педагогические практикумы  в  г.Сочи , Международный форум в Санкт-Петербург.

Все увиденное и услышанное на этих мероприятиях  стремимся  перенести  в свою практику, чтобы быть полезными, интересными  на уроках, во внеурочное время  для своих учеников.

И последнее,  мне нравится  принимать участие в различных конкурсах, предлагаемых авторами Брянской учительской газеты.

Мои статьи   на тему: «Письмо с фронта», «Как я провел лето», «Мое увлечение» были опубликованы в майском, августовском, сентябрьском выпусках газеты в 2017 году. Поэтому повторяться не буду.

Заканчивая свое письмо, хочу поблагодарить организаторов конкурса  за  терпение и внимание к нам, педагогам.

В народе говорят: «Учитель - это диагноз».

Желаю всем здоровья и успехов. Спасибо, что выслушали.  До свидания.

 

29.09.2017 г.

Кочергина Т.И.,

учитель математики

МБОУ «Лицей  №1 Брянского района»