Лимон-волшебник

При современных методах ученик изучает карту вместо вселенной – условный знак вместо факта. Детям как раз нужны не сведения по топографии, в умение отыскивать вещи самостоятельно. Найти путь, как добывать знания, когда они нужны, - вот настоящая цель приобретения знаний в школе, а не знания сами по себе.

Дж. Дьюи

Работая по программе "Школа России", мы знакомим учеников 1-2 классов с исследовательской деятельностью прежде всего на уроках окружающего мира. Проекты юных исследователей коллективного характера, тематика определяется учителем, но каждый школьник вносит свой вклад в общую работу, приучаясь  работать в коллективе. В 3 классе многие ученики уже могут сами выбрать тему исследования, а учитель лишь направляет. Исследовательская  деятельность учит детей работать с книгой, газетой, отбирать нужную информацию.

В этом году мы с ребятами 3д класса работали над исследовательским проектом «Лимон-волшебник».  Почему выбрали такую тему? В зимний период  многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних авитаминозов – состояний, вызванных отсутствием или недостатком витаминов. В такую погоду нам помогает чай  с лимоном. Этот напиток не только дарит  хорошее самочувствие и отличное настроение в зимний период, но и утоляет жажду летом. Да, все знают, что лимон содержит  много витамина «С». Мы решили выяснить: чем он  полезен,  где его можно  использовать. Проводя исследование, мы изучили литературу о полезных свойствах лимона, о составе веществ, содержащихся в его плодах; узнали историю лимона; доказали важность применения лимонов в жизни; провели серию опытов по изучению свойств фрукта и взаимодействия его с отдельными веществами, а также обратились к учащимся с социологическим опросом для выяснения пользы лимона.

Проект был групповой, в нем участвовали 7 учащихся нашего класса: Афанасьева Мария, Балясников Иван, Гунько Дарья, Мухалева Елизавета, Осипенко Татьяна, Сальникова Ева, Федосенков Семен. Ребята с большим интересом  отбирали  информацию по изучаемой теме, группировали её и делали выводы. Хочется поблагодарить родителей за помощь в работе над проектом.           

В условиях правильной исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами и усваивают моральные требования. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такие качества личности развиваются у юных исследователей. Выполняя исследования в группах, дети разного уровня подготовки  получают возможность развивать лидерские качества, приобрести уверенность в своих силах. А сколько радости испытывает ученик,  достигая  высоких результатов! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, их расширенными и удивленными глазками, искренними улыбками  и возгласами восторга от проделанной работы!

Конечно, учителю и родителям нужно направлять ребят по пути познания, а иногда просто предоставлять детям самостоятельность, чтобы они смогли насладиться радостью своего открытия.

 

Фотоальбом Кафедра "Начальная школа"

Петчанина А.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"