Слово предоставляется девятым классам…

Проект по литературе «Лишние люди в литературе 19 века» подготовила учащаяся 9б класса Сысоева Вероника. Ученица ответственно подошла к выполнению своей работы. Задача исследования – определить тип «лишнего человека» и показать его значимость для русской литературы. Материал подобран с использованием 3 произведений: «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. А.Чацкий, Е.Онегин, Г.Печорин – «лишние люди» того времени. Но они имели своё слово, выделялись в серой массе обывателей, им было многое позволено по сравнению с другими. Так почему общество в итоге отвергло их? Актуальность исследования – выяснить кем же стали в итоге «лишние люди»? Что нашли, а что потеряли? Путём сопоставления судеб героев, их характеристик и поступков Вероника сделала однозначный вывод: Чацкий, Онегин, Печорин - лишние люди своего времени. Чацкому не хватило сил, что бы доказать свою точку зрения и он уехал, так и не достучавшись до общества. Онегин пусть и отличался от других стремлением что-то изменить в своей жизни, наполнить её смыслом. Но из-за того, что он не сразу осознаёт, что уже нашел свое счастье, он сам его же и погубил. Печорин, сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, никому не делает добра и не приносит счастья, он замыкается в себе. После он признается, что «сделался нравственным калекой». В финале своего выступления ученица продемонстрировала смонтированный ею видеоролик о персонажах «золотого века» русской литературы.

В защиту русского языка выступила ученица 9б класса Федулова Алина с проектом «Старославянизмы в поэзии А.С.Пушкина». В начале выступления Алина рассказала о самих старославянизмах, об особенностях их употребления в русском языке и о значении в целом. За свою многовековую историю русский язык включил в себя множество заимствованных слов из других языков. Весомым пластом заимствований в нашем языке стали старославянизмы. Старославянизмы – это старославянские слова, вошедшие в состав лексики русского языка извне. Данная тема актуальная, потому что старославянизмы обогащают нашу речь, они помогают придавать особый смысл, выражение и эмоциональную окраску сказанному. Для нас важно уметь объяснять лексическое значение старославянизмов, это поможет лучше понимать русскую художественную литературу. Старославянизмы помогают изучать тесную историко-культурную связь славянских народов. Поэзия А.С.Пушкина изобилует старославянизмами. Так гений Пушкина вносит в свои творения красоту звучания, эмоциональное настроение и образные средства. На примере стихотворений  «Анчар» «Гречанка», «Талисман» Алина раскрыла особенности  старославянской лексики в поэтическом наследии А.С.Пушкина.

Творческий подход, самостоятельность в выборе темы способствовали глубокому изучению проблемы, формированию собственной позиции, развитию творческих способностей.

Корепанова М.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"