Современная педагогическая технология - бинарный урок
Общеизвестно, что интегрированный урок не просто показывает соприкосновение нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую, реальную связь дает учащимся представление о единстве окружающего мира, предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся, побуждает их к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
Когда-то в Добрунской средней школе (ныне лицей) интегрированные уроки проводили многие учителя: Кравцова Нина Дмитриевна и Кравцов Петр Иванович (математика + физика), Долгов Виталий Витальевич и Бродиневский Виктор Семенович (ОБЖ+ физическая культура), Никитенко Людмила Васильевна и Пигусова Валентина Ивановна (литература+история) и другие. Время вносит свои коррективы. На смену интегрированному уроку пришел бинарный урок. Это новое явление в классно-урочной системе. К нему прибегают не часто, так как трудно состыковать учебные программы двух предметов, да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Бинарный урок – это высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетенции учащихся.
Но учителя нашего лицея дерзают! Первооткрывателями бинарных уроков стали педагоги Морозова Ольга Сергеевна и Агейченкова Наталья Дмитриевна (математика+ литература), Михалева Галина Ивановна и Степаненко Алексей Владимирович (география+химия).
В рамках общелицейского методического дня 30 января этого года личным опытом проведения бинарного урока поделились учителя Дубова Анна Владимировна и Кочергина Алла Николаевна (русский язык + математика).
Педагоги в основу своего авторского урока положили 4 реальных события из жизни коллектива 6б класса: участие 14 сентября в общелицейском походе «Живая школа», празднование 18 октября Дня лицея, посещение 15 ноября техникума торговли и питания в Брянске, отдых 28 декабря в санатории «Снежка». «Лицейская жизнь в числах и датах» - так звучала тема урока. Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний учащихся при изучении имени числительного и решении уравнений.
На этапе актуализации опорных знаний был использован метод алгоритмизации решения уравнений и применения опорных схем, ключей при восстановлении пропущенных в тексте числительных. Это был, так называемый, сплав из различных педагогических технологий. Второй этап урока – практикум: по математике - решение уравнений, ответы которых соответствовали датам состоявшихся событий; по русскому языку - выполнение заданий не из учебников, а из статей газеты «Добрунский лицеист». Кстати, статьи написаны не только учителями лицея, но и самими учащимися, их родителями. Все задания на данном этапе урока были разноуровневыми, с последующей проверкой, обсуждением характера сложности и коррекции типичных ошибок.
Просмотр видео о проведенном в техникуме торговли и питания мастер-классе по приготовлению пиццы от имени С.Л.Криштоповой вызвал не только приятные воспоминания, но и желание учащихся быть первыми при решении текстовой задачи на составление и решение уравнения об ингредиентах пиццы.
На каждом вышеперечисленном этапе урока учащиеся проводили самоконтроль и самооценку учебной деятельности, а также отмечали свои достижения в рабочих листах по двум предметам.
Подведение итогов, критериальное оценивание, подарок-брелок от учителей в виде сердечка и фото классного коллектива – всё было проведено четко, компактно.
До звонка оставалось около 5 минут. И тут наступил неожиданный, но самый ответственный момент для учащихся – прохождение теста на сайте Online Test Pad. С огромным интересом ребята выполняли 3 задания по русскому языку, 3 – по математике. Тут же увидели свой результат и обрадовались, потому что проигравших не было!
Все 20 учителей лицея, присутствовавших на открытом бинарном уроке, дали высокую оценку труда Анны Владимировны и Аллы Николаевны. Изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно. Такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь школьников, спровоцировать творческий поиск?!
Кочергина Т.И.,
учитель математики
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"