Музыка осени

 

Наполнен мир природы дивной песней,

Нет музыки прекрасней и чудесней!

 

Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего  мира, понимает – это искусство, ни с чем несравнимое. Природа и искусство неразделимы одно от другого.

Первоклассники нашего лицея на уроке музыки удивились тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом.  Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.  

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала композиторов на новые творческие поиски. Природа в музыке – это отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. И эти образы послужили основой для многих музыкальных произведений – этих шедевров мировой музыки, музыкальных пейзажей. Природа мощно звучит в них.

Природа и музыка тесно связаны между собой. Первая часто выступает как стимул творчества, как сокровищница идей, как источник тех, или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыкального произведения. И, в свою очередь музыка изобразила мир природы своим выразительным языком. Используя музыкальную палитру, композиторы передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй и чистую прозрачность высокого неба. Красоты жизни, дотронувшись до человеческой души, рождают в ней мелодию.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал свой цикл «Времена года». Лес подсказывал ему настроения и мотивы музыкальных произведений.

Талантливые композиторы с помощью звуков передают  музыкальные картины. Благодаря этому мы, слушатели, видим музыку.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением осени на уроке звучала пьеса Октябрь «Осенняя песнь» из фортепианного цикла  великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года. Эти небольшие по масштабу пьесы напоминают музыкальные акварели, в них отражено настроение сезона – зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному, к русскому человеку, русской природе, русским обычаям.

В дневниках и письмах П.И. Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что «она открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью».

Этот незамысловатый,  но трогательные музыкальный пейзаж покорил сердца юных слушателей искренностью, четкостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, который отличает любое произведение П.И.Чайковского. Ведь музыка пьесы ярко живописна и в обобщенно-эмоциональном плане, и в плане музыкальной изобразительности. 

Первоклассники с огромным удовольствием слушали эту фортепианную миниатюру. Но и одно лишь фортепиано способно передавать краски осени не хуже целого оркестра или хора! Очень точно композитор изобразил музыкальными красками не только природу во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Не нужны слова, что бы понять, что именно хотел сказать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя. Отличительной чертой этой миниатюры является яркий мелодизм, доверительная открытая манера высказывания, которая не может оставить равнодушным слушателя.

На уроке музыки мы вспоминали стихи об осени, ведь осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники, музыканты. Она особенная, не зря ею восхищались. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, ни с чем не сравнимые, которые осенью одеваются в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Конечно, осень бывает и другая, когда унылый дождик заставляет немного грустить по уходящему лету.  Это унылый пейзаж, осеннее умирание природы. Умирание в канун зимы…

Именно это настроение попытался передать П.И. Чайковский в этой пьесе.

Интонации вздохов, грусть и тоска звучат в ней. Перекличка звуков в низких и высоких регистрах напоминают тихое опадание листьев, а может быть капель осеннего дождя… Дождя, который смывает последние надежды и осенней холодной водой уносит далеко-далеко  наши  мечты…

Унылая тональность пьесы ре минор веет дыханием осени. Темп обозначен П.И. Чайковским как Andante molto cantabile, что означает не спеша, весьма певуче. Вот так, не спеша осень приходит к нам, в жизнь, чувства, природу… Триольный рисунок ритма мелодии придает общему колориту музыки необыкновенную трепетность, и, приводя к акценту на доминантовом тоне, как будто все отчетливее ставит точку  утверждения хозяйки-осени. Этому способствует и poco crech – постепенное усиление звука.

Лишь средняя часть миниатюры возвращает нас в воспоминания о минувшем, как проблеск надежды, навсегда ушедшей. В ней звучит полный воодушевления подъем, как редкие лучи осеннего солнца. Однако третий раздел вновь возвращается к интонациям грусти и печали минорного лада – это реприза. Последние такты звучат с замиранием: morendo обозначено композитором в нотах, кажется, что нет уже никакой надежды на возрождение. Заканчивается пьеса фермато двойным пианиссимо.

Октябрь «Осенняя песнь» - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. П.И.Чайковский очень любил свое детище, в дневнике писал: «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь  осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом»

Вот музыка запуталась в траве,

Смешалась с шелестом ее и стрекотаньем;

Полет пчелы – смычок по мирозданью,

Виолончель – пчелою в голове.

Высокий ветер духовыми дышит,

Металл литавры плавится в волне,

И чей-то плач – свирелью при луне.

Любой живет в мирах, чьи звуки слышит.

Как счастливы должны мы быть, оттого, что почти 150 лет назад эти удивительные звуки услышал и передал нам великий сын России – композитор, чье имя будет жить в веках, сменяя осень за осенью, П.И. Чайковский.

Тимошина Т.И.,

учитель музыки

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"