Учись учиться: как активизировать мозг

 

«Если запараллелить все электронно-вычислительные

мощности в мире, объединить их в сеть,

то мы получим скорость протекания процессов

в этой сети меньшую, чем у человеческого мозга.

А мозгу нужен лишь стакан крепкого чая с сахаром»

Михаил Пирадов, академик РАН,

директор Научного центра неврологии

 

Человеческий мозг издревле представлял собой великую загадку для ученых. Как отличить умного человека от глупого? Изучить аттестат? Или, может, попросить пройти один из многочисленных IQ-тестов? Гений в математике может не сориентироваться в простейшей жизненной ситуации, а находчивый порой не способен выполнить элементарные расчеты. Можно спорить об оценке разумности человека, но в одном эксперты сходятся: человек способен развивать свой мозг, постоянно обучаясь и стимулируя те или иные способности в процессе работы.

Возрастная психофизиология, которая изучает функционирование и развитие мозга, - наука относительно молодая. «Традиционное и на сегодняшний день устаревшее представление – что мозг можно натренировать или «накачать», словно мышцу. Но мозг не прокачивается, он формируется, получая опыт разных видов деятельности», - утверждает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. Сегодня загадок остается больше, чем открытий, но мы, например, знаем, что каждый раз мозг прокладывает новые пути, по которым «идёт сигнал». Для формирования новых нейронных связей мозгу нужен опыт различных видов деятельности, нужны новые, нестандартные и интересные задачи – в любом возрасте, и особенно в детском, подростковом и юношеском. Чем больше разных занятий пробует человек, тем лучше для его когнитивного (мыслительного) развития.

Когда российские физиологи исследовали работу мозга 6-8-летних детей в процессе письма, оказалось, что практически все зоны коры вовлечены в этот процесс, то есть мозг «бросает на решение новой задачи» все доступные ему ресурсы. Поэтому говорить о «центрах письма» или «речевых центрах» мозга в чистом виде не совсем точно. Когда родители или педагоги спрашивают, как найти задания на развитие той или иной функции мозга, психофизиологии отвечают: любая задача, которую решает ребенок, развивает все функции.

Вместе с тем существуют проверенные опытом и научными экспериментами упражнения, которые позволяют активизировать восприятие, внимание, мышление, память, творческое воображение, использовать которые для более эффективной работы мозга может каждый обучающийся. Итак.

Концентрация. Сосредоточение - мозговой процесс, который невозможен без определенного состояния тела. Глубокое дыхание и отсутствие стрессоров - ключевые компоненты успеха. Науку сосредоточения изучали все религии мира, и сейчас различные медитативные практики пользуются большим спросом.

Ассоциация. Строительство дворцов памяти - древняя забава, которой занимались еще Аристотель и Платон. Этот метод используется как основа современной мнемотехники. Старайтесь запоминать представляя - это работает не только с фактами, но и с цифрами. Дать волю воображению - значит встроить новое в свою собственную систему.

Логика. Стремитесь создавать структуру в хаосе, в том числе и в мысленном. Обозначьте опорные точки, запомните их и пользуйтесь координатами в новой системе.

Повторение. Мозг устроен таким образом, что очищается от лишней информации. Причем делает это он довольно активно, стараясь «чистить кэш» в первые несколько часов после поступления. Но можно не попасться в эту программную ловушку и перевести информацию в долгосрочную память. Сделать это можно только при помощи повторения - желательно в течение трех дней после первого знакомства.

Мотивация. Мотивация способствует благоприятному эмоциональному фону учения. Для этого важна причинно-следственная связь. Не пробуйте осваивать новый навык просто так. Уделите время тому, чтобы понять, какие бонусы принесет вам новое знание.

Письмо от руки. Исследование на эту тему проводилось среди аспирантов кафедры теоретической физики МФТИ - людей, давно и прочно променявших ручку на клавиатуру. Спустя всего два месяца эксперимента, в рамках которого участникам предлагалось не просто прочитывать материал несколько раз, но и записывать его от руки, эффективность данной методики стала очевидна. Мелкая моторика пальцев, контролирующих ручку, положительно влияла на способности памяти испытуемых. Корректировка результатов позволила исследователям даже составить идеальный алгоритм развития памяти: материал необходимо два раза прочесть, вдумываясь в каждое слово и точно понимая логическую связь текста. Затем один раз полностью переписать от руки, имея перед собой оригинал. После — составить резюме статьи. Еще раз перечитать и попытаться переписать текст слово в слово, не заглядывая в оригинал. Времени занимает немало, зато и результат налицо: запомните надолго.

Прием с диктофоном. Исследователи из Массачусетского университета выяснили, что лучше всего человек воспринимает и запоминает свой собственный голос. В группе из 130 респондентов почти 98% заданной информации усвоили те студенты, которые наговаривали материал на диктофон и прослушивали запись перед сном.

А вот что действительно мешает нам быть эффективными и блокирует наш мозг – так это наши внутренние убеждения в собственной несостоятельности. Некоторые словосочетания, достаточно часто встречающиеся в нашей речи, кодируют на бездействие, дают установку, что больше не надо думать, искать решение. Психофизиологи предостерегают: нужно избавляться от некоторых установок. Что это за фразы.

«У меня слабое здоровье». Помните, что абсолютно здоровых людей не существует. Дело не в том, сколько у вас сил, а в том, как вы их используете. Один человек, у которого всего одна рука, великолепно играет в гольф, и он говорит: «Одна рука плюс правильное отношение – это намного больше, чем две руки плюс ошибочное отношение».

«Мне не хватает интеллекта». Если вам кажется, что вы не достаточно умны, примите к сведению, что стиль мышления намного важнее, чем показатель IQ (коэффициент интеллекта, определяемый тестами). Другими словами, важен не уровень интеллекта как таковой, а то, насколько эффективно вы его используете. Способность настойчиво и усердно работать над любой задачей, даже самой рутинной, стоит намного дороже, чем ленивый мозг с большим потенциалом.

«Мне всегда не везёт». Везение не случайно. Если пристально взглянуть на какое-нибудь «везение», всегда можно разглядеть подготовку, планирование и определенный образ мыслей, которые привели человека к успеху. Развивайте в себе качества, которые нужны для победы, ведите себя как победитель, и вскоре вам обязательно «повезёт».

Возможно, самая хорошая новость, которой мы обязаны исследованиям по психофизиологии, состоит в том, что на самом деле ресурс мозга расширяется бесконечно: пока человек учится и осваивает новые навыки, будут возникать новые нейронные связи, а это способствует развитию мозга в любом возрасте.

 

Горохова Ю.В.,

педагог-психолог

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"