Науки юношей питают,
Отраду старым подают…
М.В. Ломоносов
Ежегодно в лицее №1 Брянского района проходит зимняя сессия. Данное мероприятие нацелено на самообразование и раскрытие творческого потенциала учащихся. Выступая на учебных кафедрах, лицеисты защищают свои проекты, рассказывают об открытиях в различных сферах науки. Каждый год наши ученики удивляют жюри всё больше и больше. Хочется непрерывно слушать их выступления и надеяться, что в будущем они смогут воплотить свои задумки в реальной жизни.
Ученицы 8в класса Васильцова Вероника и Мамонова Варвара захотели узнать, какие женские образы привлекали внимание героев 19 века. Для достижения поставленной цели Вероника и Варвара решили проанализировать произведения, изученные в курсе школьной программы (А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов поэма «Мцыри») с целью ознакомления с героинями, покорившими сердца юных влюблённых.
В ходе детального изучения взаимоотношений героев повести «Капитанская дочка», ученицы пришли к выводу: образ Маши Мироновой — это воплощение настоящей женственности. Нежная, мягкая, но способная проявить храбрость, верная возлюбленному и обладающая высокими нравственными идеалами, она является примером по-настоящему волевого характера и по праву украшает галерею лучших женских образов мировой литературы.
Что касается возлюбленной Мцыри, то здесь можно сказать следующее: несмотря на то, что в композиционном плане грузинка является всего лишь эпизодическим героем, после встречи с героем она стала частью жизни самого Мцыри. Эта девушка является второстепенным персонажем, который играет одну из важных ролей в тексте. Она наиболее полно помогает раскрыть образ главного героя, показывая, что естественное желание героя (обрести свободу) важнее чувств, вызванных грузинкой.
Таким образом, можно прийти выводу, что образ возлюбленной для каждого персонажа индивидуален. Симпатия возникает на интуитивном уровне, порой она не поддаётся логическому истолкованию. Но тем и прекрасен образ возлюбленной, что он не терпит конкуренции и захватывает сердце и душу своей полнотой и многогранностью.
Ученик 5б класса Якушкин Александр, воодушевившись рассказом И.С.Тургенева «Муму», решил порассуждать над проблемой влияния крепостного права на жизнь людей. В своём проекте Александр описал явление, существовавшее в России на протяжении двухсот лет. Затем обратился к произведению И.С. Тургенева для иллюстрации своих рассуждений.
И.С.Тургенев относился к тем людям, которые посвятили всю свою жизнь борьбе за отмену крепостного права. Как писатель Иван Сергеевич в своих произведениях обличал крепостничество.
Рассказ "Муму" не стал исключением. Тургенев в нем продолжает раскрывать бесчинства господ, не считающих за людей своих крепостных. Для помещиков не существует другого мнения, кроме как собственное. Им чужда забота о людях, волею судьбы оказавшихся в их подчинении. Чтобы как-то существовать, крепостные идут на лесть и угодничество своим хозяевам.
Приказывая крепостному избавиться, а попросту убить близкого (в произведении это собака), Тургенев показывает, что помещики вправе делать с крепостными все, в том числе, лишение таких чувств, как радость. Барыня решила обречь Герасима на одиночество, и ей это в какой-то мере удалось.
Но... Тургенев все равно показывает, что крепостные (Герасим) остаются людьми, даже в таких непростых условиях.
Проекты, выбранные лицеистами, принимающими участие в зимней лицейской сессии, способствуют раскрытию интеллектуального потенциала, совершенствованию ораторского красноречия и всестороннему развитию гармоничной личности.
Корепанова М.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»