Возвращаясь к истокам…

Без чего невозможно представить жизнь современного человека? Конечно же, без денег. «А как появились деньги на Руси?»- таким вопросом задались ученики 3а класса. Проект «От куны до рубля» представили на Зимней лицейской сессии мальчики  3а класса. Ребята проследили историю развития русской денежной системы от натурального обмена до современного безналичного расчета. Юные лицеисты узнали, что на Руси длительное время функции денег выполняли шкурки соболя, куницы (куны), белки (векши). Подержали в руках первый серебряный рубль 14 века,  монеты времен Древнего Рима и Русского государства, познакомились с кладом медных пятаков Екатерины II, найденных на территории Добрунского поселения. А еще третьеклассники нашли и изучили русские пословицы  и поговорки о деньгах и теперь без труда расскажут, чем отличается медный грош от  дорогого золотника и алтына. Ребята собрали и оформили мини-альбомы «Русские пословицы и поговорки о деньгах», «Деньги в художественной литературе»,  «Копеечка рубль бережет», «Покупательная способность рубля  XVI-XXI век». В результате работы над проектом мальчишки пришли к выводу, что  деньги – это возможность жить достойно, помогать другим людям, путешествовать, получить хорошее образование  и совершать  открытия.

А девочки 3а класса решили прикоснуться к прекрасному. Творческий проект «Матрешкины истории» стал очень ярким и эмоциональным.  Разделившись на творческие группы, ученицы собрали интересный и познавательный материал. «Историки» рассказали о том, что кукле матрешке,  ставшей русским символом, чуть больше ста лет, познакомили с историей  создания первых матрешек мастерами В. Звездочкиным и C. Малютиным.  Группа «Художницы» внимательно изучала внешний вид матрешек и  теперь без труда отличит семеновскую матрешку от матрешки  из Полховского Майдана. А группа «Рукодельницы» удивила всех авторскими матрешками. Так, Короткая Мария и Рубан Анастасия сделали матрешек в технике папье-маше, Семеркова Татьяна изготовила матрешку из полиплекса, куклы Малявиной Софии выполнены в технике оригами. Кривоносова Алиса представила пряник в форме матрешки, а Кузякина Алина сделала мини-книжку «Матрешка» со стихами и загадками.

В ходе работы над проектом девочки доказали, что русская матрёшка является олицетворением России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и дружными семьями. Именно поэтому деревянная кукла пользуется всенародной любовью.

А сколько еще удивительных тайн хранит наша земля? Третьеклассники, несмотря на свой юный возраст, уверенными шагами открывают секреты русской истории.

 

Красильникова С.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"