Увлекательная топонимика родного края
Задумывались ли вы когда-нибудь, что означают ваше имя, ваша фамилия? Какую тайну хранят названия рек, деревень, городов? Заинтересовавшись загадками имен собственных, мы решили провести исследовательскую работу по изучению топонимов родного края. Объектами изучения стали названия районных центров Брянской области и населенных пунктов Брянского района.
Пообщавшись с ровесниками, мы убедились, что тему выбрали малознакомую, но интересную всем нам. Обратились за помощью к пожилым односельчанам. Может, они хранят какие-то предания хотя бы о происхождении названия нашей деревни? Тщетно.
Тогда, изучив теоретические основы топонимики (науки, изучающей географические названия), мы отправились в путешествие по Брянщине за сбором материала. Виртуально, конечно… Словечки-названия нас не раз удивляли. То чудилось что-то угрожающее (Злынка), то представлялось нечто богатырское (Стародуб), то смешное (Козёлкино).
Стало интересно, откуда взялись такие наименования. Провели эксперимент: предложили ребятам ответить на вопрос, как бы они назвали свою деревню, село, город? Оказалось, большинству хотелось бы увековечить в топониме своё имя. Когда мы занялись изучением происхождения топонимов, то выяснили, что, действительно, имя, фамилия и даже прозвище основателя поселения – ведущий мотив, лежащий в основе наименований (Гордеевка, Меркулово, Молотино…). Топонимы нашего края указывают также на некоторые характеристики её жителей (Барышье, Бобылёво, Сураж), их хозяйственную деятельность (Буда, Малое Полпино), отражают оценку месторасположения (Добрунь, Дорожово), природные факторы (Брянск, Мглин, Дубровка), указывают на реку, на которой располагается населённый пункт(Севск, Навля). История страны, судьба поселения отразились в названиях Болдыж, Погар, Почеп и др. Большую ценность для нас в изучении этого вопроса составили книги краеведов Крашенинникова В.В. («Из истории селений Брянского района»), Соколова Я. («Седая Брянская старина»). Мы всем советуем прочитать их. Интересно было полистать старые газеты в Областной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. Работникам по нашей просьбе пришлось стряхнуть пыль с изданий газет второй половины прошлого века! Оказалось, вопросы топонимики были особенно актуальны в 60-е годы XX века, судя по количеству статей на эту тему.
Как лингвисты, мы проанализировали собранный материал с точки зрения морфологии, словообразования, выяснили, какими языковыми «инструментами» пользовался народ при образовании названий.
Почувствовав себя специалистами в области топонимики родного края, мы поделились своими открытиями с другими лицеистами.
Работая над проектом, мы учились самостоятельно добывать и анализировать информацию, обмениваться ею, проводить анкетирование, работать в библиотеке с каталогом, планировать совместную деятельность, выступать перед аудиторией. Мы узнали много нового из истории развития Брянщины, открыли тайны топонимов. Лицей дает возможность заняться во внеурочное время интересной работой, почувствовать себя юными исследователями, а направляют нас в этом наши мудрые учителя.
Кисленкова Виктория,
ученица 8а класса