Фольклорные традиции в лирике С.А.Есенина
Что же является источником поэзии Сергея Александровича Есенина? На этот вопрос нам предстояло ответить в ходе работы над проектом.
Творчество великого русского поэта – одно из наиболее интересных явлений русской культуры. Оно пронизано представлениями об укладе жизни и быте русского человека.
В первых же стихах Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне.
Поэт хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, Сергей Александрович не мог пройти мимо этой формы народной культуры.
Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом рассказывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Чаще всего русские народные песни – их Сергей любил до самозабвения».
Многие его ранние стихи написаны в песенном жанре: им свойственны распевность, своеобразная мелодика, четкий ритм:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
В своей поэзии Есенин часто использует песенные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразуя их порой до неузнаваемости, например, в стихотворениях «Под венком лесной ромашки», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» и др.
Изучая фольклор, поэт уловил не только многие формальные особенности народной поэзии, но и ее душевный настрой. Главный элемент этого настроя — одушевление природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической особенности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы, то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приема: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке» и т.д.
Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу - образу березы. У него береза - "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами: «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом».
По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. «Поющее слово», услышанное с детства, пробуждало сочинять свои припевки и «прибаски», что пелись в народе. Сам поэт отмечал: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки».
Из частушечных стилизаций раннего Есенина наиболее интересна «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Это литературный вариант многострочной частушки, в котором слились воедино фольклорные и индивидуальные художественные средства.
Напевность – еще одна особенность есенинской лирики. Его стихи написаны как песни и легко положены на музыку. Популярности стихотворений – песен Есенина способствовало их главное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности.
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что связь Есенина с фольклором очевидна. На протяжении всего творчества поэта связь эта всячески видоизменялась.
Таким образом, первым шагом в приобщении Сергея Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Позднее Есенина привлекут в фольклоре еще и былины, духовные стихи, сказки, легенды. И народная песенность сделает его стихи узнаваемыми с полувзгляда …
Фотоальбом Кафедра "Филология" (Русский язык и литература)
Корнющенкова Т.А.,
учитель русского языка и литературы,
Королева Арина, Шурыгина Анастасия, учащиеся 8г класса