ЕГЭ – это вам не Яга. Зачем взрослые пугают ЕГЭ и почему всё-таки стоит немного «бояться»
Горохова Ю.В., педагог-психолог
Вопрос 1. Почему учителя и родители пугают учеников ЕГЭ?
Всё просто. Взрослые переживают за своих детей. Родителям хочется высоких результатов, потому что каждый родитель хочет, чтобы у ребенка была хорошая профессия. И, согласитесь, платить за обучение или не платить – разница принципиальная. Педагогам хочется высоких результатов, потому что сдача ЕГЭ выпускниками – это, в некоторой степени, результат многолетнего труда учителя. Всегда приятно, когда результат хороший. Смотреть на то, что у тебя получилось и чувствовать, что ты – молодец, гораздо приятнее, чем смотреть на то, что не получилось. Тут тоже не поспоришь. Другое дело, что плохи любые перегибы и плохи любые «чересчур». Нельзя преувеличивать значение ЕГЭ и нельзя его преуменьшать. Скорее, нужно привыкнуть к мысли, что это просто обязательная процедура для выпускников. А как пройти, решают дети. Будешь готовиться – сдашь хорошо, не будешь готовиться – сдашь плохо. Так что выбор за вами, уважаемые Лицеисты.
Вопрос 2. Стоит ли «бояться»?
Конечно, здесь должен быть ответ в духе «страх – плохой помощник, никогда ничего не бойся, будь уверен в себе…». Но! Самое опасное заблуждение – заблуждаться в самом себе. Себя обманывать не стоит. А «бояться» стоит только в той степени, когда ты понимаешь, что НЕ готовиться нельзя. Что за неготовностью последуют недостаточно высокие баллы. Просто хотеть попасть в конкретный ВУЗ и на конкретную специальность – это слишком мало для успешного поступления. Можно, конечно, каждый день медитировать и как теперь модно «визуализировать», как Вы уже учитесь, ходите по коридорам университета, сидите на лекциях. А можно потратить это время на подготовку к экзаменам, разбор вариантов и т.д. ЕГЭ – это внешний механизм, который позволяет выявлять тех, кто больше, глубже, лучше знает предмет и достоин того, чтобы в этом предмете совершенствоваться дальше.
Вопрос 3. Что такое психологическая готовность к сдаче ЕГЭ?
Когда мы говорим о психологической готовности к сдаче ЕГЭ, мы имеем в виду три основных составляющих: 1) осведомлённость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ; 2) способность к самоорганизации и к самоконтролю; 3) экзаменационная тревожность. Оценить свою готовность Вы можете, самостоятельно пройдя прикреплённый тест. Чем выше осведомлённость и способность к самоорганизации и чем ниже экзаменационная тревожность, тем лучше.
В декабре мы провели анкетирование старшеклассников на предмет психологической готовности к ЕГЭ. Высокую степень психологической готовности продемонстрировали 45% опрошенных, 47%- среднюю степень готовности. Учащихся с низким уровнем психологической готовности к экзаменам в Лицее8%. Вот именно для них и важен особенный настрой, уверенность в своих силах, умение вовремя собраться и справиться с волнением.
Вопрос 4. Что мешает в подготовке?
Кроме банальной лени очень мешают «поглотители времени» - гаджеты. «Залипание» на пустой информации в интернете, пустое просматривание коротких видео – всё это отнимает драгоценное время. Часто приходится слышать: «Я так отдыхаю». Прекрасно. Отдыхайте так не три часа в день, а полчаса. Не можете отрегулировать время, время за таким «делом» летит незаметно? Поставьте себе будильник. Полчаса и достаточно. Отдых нужен, иначе «мозг закипит». Невозможно без перерыва воспринимать большой объём сложной информации. Поэтому уроки в школе по 45 минут, а не по два часа. Но отдых может быть разный. Спорт, бассейн, коньки – это прекрасно. Понятно, что это не каждый день. А физическая нагрузка в качестве переключения, в качестве источника кислорода, так необходимого мозгу во время интеллектуальной работы, нужна каждый день. Почистите снег возле дома, пройдитесь пешком.Вам никуда не надо? Сходите за хлебом в дальний магазин. Сделайте несколько кругов вокруг дома. Берегите свой организм. Высыпайтесь. Чтобы нормально работать, нужно достаточно спать. Питание должно быть сбалансированным. Мозг усиленно трудится, желает получать и белки, и жиры, и углеводыв достаточном количестве.
Вопрос 5. А если не сдал?
Наивные люди, которые отвечают: «Этого не может быть». У Вас всегда должно быть несколько вариантов на два случая.
Случай 1. Сдал, но набрал меньшее, чем ожидал, количество баллов. И тогда я буду делать: … (посоветуйся с родителями). Случай 2. Не сдал. Готовился, но не перешел минимальный порог. И тогда я буду делать: … (посоветуйся с родителями).
Искренне надеюсь, что информация в последнем вопросе останется для каждого из Вас только теоретической и на практике такие вопросы Вам решать не придётся.Терпения, старания, прилежания, вдохновения, УСПЕХОВ. Дорогу осилит идущий.
Оцени готовность к ЕГЭ
Уважаемый Лицеист! Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по шкале: полностью не согласен – скорее не согласен, чем согласен – затрудняюсь ответить – скорее согласен, чем не согласен – абсолютно согласен. В таблице обведи цифру, отражающую твоё мнение.