Исследовательская работа «В мире словарных слов» была предложена в этом полугодии нашим замечательным завучем по воспитательной работе Никитенко Людмилой Васильевной. Ребята с радостью подхватили эту идею, и работа закипела. Для того чтобы научиться самостоятельно добывать знания и проводить исследования, надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. Подготовительная работа над проектом велась на уроках русского языка в виде анализа значений новых словарных слов.
На осенних каникулах каждый ученик выбрал себе свое слово для исследования и начал работу под руководством родителей. Исследование проводили по следующему плану:
1. Загадка, ответом которой является словарное слово.
2. Лексическое значение (работа со словарями). Обращается внимание на многозначность слова.
3. Рисунок слова (по количеству значений слова).
4. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).
5. Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).
6. Родственные слова.
7. Синонимы, антонимы.
8. Фразеологизмы (работа со словарями)
9. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.
10. Мое творчество.
Защита индивидуальных проектов проходила на протяжении всей 2 четверти. Никто не остался в стороне. Трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Для выхода на зимнюю лицейскую сессию мы подготовили лингвистический групповой проект «Словарные слова. Учитель. Ученик». Выполняя исследования в группах, и сильные, и слабые ученики имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ребенок, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли детей, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать насладиться радостью своего открытия.
Продуктами нашего группового проекта стали:
1. Выставка рисунков, на которых учащихся изобразили себя и своего наставника.
2. Конкурс сочинений «Мой учитель»
3. Презентация об исследовании слов «учитель», «ученик».
4. Шуточная сценка «На уроке…»
Внедрение ФГОСов, направленных на самостоятельное добывание знаний учащимися и практическое их применение, идет в нашем классе в нужном направлении. Дети свободно комментируют свои действия, владеют определенными навыками самостоятельной работы , могут частично организовать свою учебную деятельность, с легкостью объясняют, как и зачем они это делают.
Политико Н.В., учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1 Брянского района»