Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации модуля "Работа с родителями" Рабочей программы воспитания

Добрунский

 ЛИЦЕИСТ

ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации модуля "Работа с родителями" Рабочей программы воспитания

 

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации модуля «Работа с родителями» Рабочей программы воспитания

 

Нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в  школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.

Ш. Амонашвили

 

Социальный заказ современного общества школе, педагогическому коллективу - это формирование творческой, духовно и физически здоровой личности. А будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от нас. Нам необходимо сконцентрировать свою работу на единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Остановимся на внеурочной деятельности. У нас в лицее каждый классный руководитель начальной школы ведет курсы внеурочной деятельности разной направленности.  

Внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. «Я - читатель», «Юный инспектор движения», «Конструируем с GIGO», «Интеллектуальная радуга».  Так как у детей теряется интерес к долговременной деятельности, программы внеурочной деятельности рассчитаны на полугодие. Такая  работа в лицее направлена  на создание условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Есть требования ФГОС к организации и проведению внеурочной деятельности, в которых прописано, что 40% этих занятий должны проходить вне учебных кабинетов: это экскурсии в музеи, библиотеки, на производство и т.д. И здесь к нам на помощь приходят, конечно же, родители.

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности учащихся. Модуль «Работа с родителями» является инвариантным в программе воспитания. Это значит, что он должен обязательно содержаться в рабочей программе воспитания каждой образовательной организации. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач лицея. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни лицея важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.  Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Уже на протяжении многих лет лицей активно сотрудничает с Брянским техникумом питания и торговли, в котором работает мама ученика 8б класса Криштопова Никиты. Светлана Леонидовна Криштопова оказывает помощь в организации и проведении мастер-классов по приготовлению различных кулинарных шедевров. Обучающиеся лицея с огромным удовольствием посещают техникум, учатся кулинарному искусству, делятся приготовленным с родными и близкими. Такие поездки надолго остаются в памяти ребят.

В настоящее время мастер-классы для детей становятся все более востребованными. Это не только ранняя профориентационная работа с детьми, но и взаимосвязь с урочной деятельностью, а именно с уроками  окружающего мира и технологии.

На одном из таких мастер-классов ребята узнали секреты молочных коктейлей. Светлана Леонидовна смогла не только доступно и просто объяснить, с чего начать приготовление и на что обратить внимание, но и продемонстрировала, как пользоваться шейкерами, блендером и миксером. На мастер-классе «Маленькие вкусности из Франции» ученики превратились в поварят-помощников, учились правильно нарезать продукты, сочетать их, пользоваться формочками для канапе, а самое увлекательное – попробовали самостоятельно сделать канапе и украсить его.

Зимой ученикам начальной школы посчастливилось побывать в самом техникуме питания и торговли на Ярмарке профессий.  Программа была очень насыщенной: учились сервировать стол, складывать салфетки, делать из теста булочки в виде ёжиков, познакомились с техникой карвинга, сами изготовили подарок папам к 23 Февраля (из носков – танк). В этом учебном году мы были приглашены на мастер-класс по приготовлению капкейков. Наверняка, каждый пробовал огромное количество кексов, пирожных, тортиков, но лишь некоторые знают, из чего они состоят, и, что самое интересное, как их приготовить. На выставочном столе были представлены различные варианты капкейков, украшенных небольшими пряниками, кремом и вареньем. Приняв во внимание советы опытных кулинаров, каждый лицеист смог не только приготовить десерт по своему вкусу, но и научился красиво и изысканно его подавать.

Умения, полученные ребятами в ходе мастер-класса, помогут не только весело и вкусно организовать свой день рождения, удивить гостей на семейном празднике, но и сделать первый шаг в выборе будущей профессии.  

Хочется отметить, что «мужская половина» родителей также принимает участие в мастер-классах. Это, конечно, очень важно, так как слово мужчины имеет большую силу.

Одним из любимых мероприятий в нашем лицее является однодневный поход в рамках проекта «Живая школа». Это всегда яркое, радостное мероприятие, которое привлекает все больше и больше семей нашего лицея – любителей активного отдыха на природе. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов лицея позволяет всем лицеистам увереннее чувствовать себя, опираясь на поддержку родных, а взрослым членам семьи лучше узнать ребенка, провести с ним время, показать, как они любят своих детей! В соревнованиях на образовательных станциях, организованных учителями-предметниками,  с превеликим удовольствием участвуют и  родители, порой опережая собственных детей.

Надо отметить преобладающее присутствие в походе отцов наших учеников. Всю мужскую работу: доставка строительного материала и снаряжений, сооружение бивуаков, подвоз детей, вывоз мусора по окончании похода и даже приготовление обеда-кульминации похода- они выполняют на отлично. С какой любовью папы жарят на углях, запекают в фольге местную рыбу, готовят шашлыки! А мамы – мастерицы пекут пироги, блинчики с разными начинками, делают салаты из овощей. Невозможно перечислить ассортимент блюд, потому что еды всегда так  много, с размахом, в русских традициях.

Одной из форм работы классного руководителя с родителями обучающихся является родительское собрание. У нас они проходят в необычном формате. Это и дефиле школьной формы, и Дни открытых дверей, и круглые столы совместно с детьми. Иногда завершается встреча с родителями и детьми чаепитием у самовара.

Классные руководители совместно с родителями проводят и досуговые мероприятия, такие праздники, как «День матери», «8 Марта», «Новый год шагает по планете!», «Масленица», «Папа может все, что угодно», «Мой папа и я – большие»,  «Папа, мам, я - спортивная семья» и др.

Наши родители активно присоединяются и участвуют в различных акциях и флешмобах: «Покормите птиц зимой», «Добрая суббота», «Здоровое лето», «Флаги России», «Наследники Победы», «Фонарики памяти», «Парта героя», «Бессмертный полк», «Сад Памяти».

Рабочей программой воспитания также предусмотрен модуль «Экскурсии, экспедиции, походы». Данные мероприятия  помогают школьникам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Эта форма работы тесно связана с урочной деятельностью.

В лицее налажено тесное сотрудничество с поселковым Домом культуры, особенно в период работы пришкольного оздоровительного лагеря. Это не только внеклассные мероприятия развлекательного характера, но и, например, интегрированные занятия, связанные с изучением жизни и быта славян. Библиотечные уроки проходят не только в информационно-библиотечном центре лицея, но и в сельской библиотеке. Уроки мужества, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ проходят в школьном музее.

Тесную связь лицей поддерживает с СПК Агрофирмой «Культура», который находится на территории Добрунского поселения. У обучающихся нашего образовательного учреждения есть замечательная возможность: посещать лимонарий.  Кроме экзотических растений здесь водится множество птиц: черных австралийских лебедей,  утки разных «мастей» – мандаринки, казарки, каролинские утки, в просторных вольерах обитают фазаны (5 видов), перепела, павлины.

Благодаря помощи родителей в организации экскурсий ребятам посчастливилось побывать на ведущих предприятиях Брянской области: Карачевская фабрика елочных игрушек, Дятьковский хрустальный завод, завод Кремний.

Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Такое сотрудничество становится все более актуальным и востребованным. А основой эффективного взаимодействия  школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. 

Таким образом, совершенствование работы с родителями, повышение роли родительских общественных организаций, тесное взаимодействие школы и родительской общественности являются непременными условиями поднятия эффективности воспитательной работы с детьми.

 

Новикова Т.В.,

учитель начальных классов

МБОУ "Лицей №1 Брянского района"

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения