Семейные летописцы
Интересна и многогранна жизнь ученика нашего лицея. Благодаря творческой работе наших учителей, у нас есть возможности для всестороннего развития. Большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности.
С начала этого учебного года под руководством учителя истории Любко Светланы Тагировны мы включились в проект «Моя родословная». Сначала мы не понимали, зачем вообще нам нужно знание родословной, ведь раньше ее составлением занимались только аристократы, чтобы показать знатность своего рода. Но в процессе работы мы поняли, что поиск генеалогических ветвей дает возможность осмыслить судьбы родственников во взаимосвязи с отечественной историей, понять преемственность поколений, осознать свое место в их цепи, воспитывает ответственность за свою судьбу и судьбы родных и близких, развивает логическое мышление. Знать родословную своей семьи нужно, так как это вызывает гордость за свой род, открывает перспективы дальнейшей жизни, выбора профессии, связывает друг с другом века и поколения.
В начале пути мы поняли, что очень мало знаем о своем роде. Чтобы узнать больше, занялись исследованием своих «корней». Светлана Тагировна давала нам такие задания, которые выводили на заинтересованный диалог поколений о родовых и семейных ценностях, о роли человека в истории, о глубинном патриотическом чувстве. Начались звонки, поездки и походы в гости к бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Они с радостью и болью вспоминали о своей трудной, но интересной юности, теплым светом загорались от мысли, что нам это нужно, нам это интересно. В одной из таких бесед Андрей Новиков узнал, что он является родственником героя Великой Отечественной войны Ромашина Михаила Петровича – руководителя партизанского движения на Брянщине, именем которого названа одна из улиц Брянска. Алейникова Марина знала о гибели своего прадеда во время Великой Отечественной войны, но о присуждении ему ордена Красной Звезды узнала, изучая родословную.
Предстоит еще большая работа в архиве (ГАБО) для того, чтобы узнать побольше фактов. На первом этапе мы научились правильно составлять родословную схему. В эту работу включились и наши родители. Маше Сапожковой папа помог оформить родословное «Древо» с разноцветными плодами. Для сбора информации мы ходили в библиотеку, изучали семейные архивы. При этом биографии отдельных родственников рассматривали не как набор фактов, а как судьбу, сложившуюся под влиянием объективных исторических обстоятельств и позиции самого человека, его окружения.
В результате у нас получились интересные родословные схемы, были восстановлены с помощью современных компьютерных программ старые фото из семейных альбомов, и все это мы сможем передать своим детям. Но самый главный результат нашей деятельности в этом проекте – это само общение поколений, совместное творчество, содружество со старшими представителями рода, что помогает нашему личностному становлению. Нам очень понравилось участвовать в этом проекте, благодаря которому формируются глубокие патриотические чувства, ценностное отношение к истории не только своей семьи, но к опыту предшествующих поколений, к историческому прошлому страны.
Маргарита Шведова, Мария Хилько,
Новиков Андрей, Мария Алейникова,
учащиеся 10б класса
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"