Животные на войне
Каждый ребенок, появившийся на свет, рождается маленьким исследователем. В начальной школе учителю необходимо создать условия для развития интереса у ученика к самостоятельному открытию.
В учебно-исследовательскую деятельность мы с ребятами включились уже в 1 классе, продолжив эту работу во 2-ом. На одном из уроков окружающего мира мы знакомились с темой «Домашние и дикие животные». Неожиданным открытием стало для нас то, что многие животные помогали людям в годы войны. Эта тема показалась нам интересной, и мы решили узнать об этом побольше. Свою исследовательскую работу мы назвали «Животные на войне».
Мы предположили, что материал о животных, оказавшихся в необычных жизненных ситуациях, будет интересным и познавательным для всех, а работа над проектом поможет воспитывать у учащихся чувства сострадания и ответственного отношения к животным.
Составили перспективный план работы. Приступили к сбору информации. На этом этапе нам очень помогли родители, вместе с детьми искавшие интересную информацию в Интернете, в газетах, в научно-популярной литературе.
Материалов о животных на войне оказалось много, и ребята решили вести поиск в трех направлениях, разделившись на подгруппы: «Собаки на войне», «Почтовые голуби», «Лошади на войне».
На занятиях по ВПД ребята рассматривали фотографии животных на войне. Так появился фотоальбом «Верные помощники человека». Рисунки детей на тему «Они тоже воевали» стали украшением классного уголка. Дети обсуждали работы товарищей, делились своими впечатлениями. Тюрина Настя с волнением читала стихотворение С.Ерошенко «В память о собаках войны». Кащеев Максим рассказал о собаке Дине, которая в годы Великой Отечественной войны пустила под откос целый вражеский эшелон. Среди произведений С.Я.Маршака дети нашли стихотворение «Голуби», посвященное ВОВ.
Работая над проектом, учащиеся проявляли особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Однажды они задали вопрос, были ли награды для животных. Ответ на него нашли сами. Узнали, что награждать животных, которые вместе с людьми принимают участие в войнах, предложила в 1943 году Мария Диккин. Эта медаль равнозначна высшей военной награде в Англии – Кресту Ордена Виктории.
Открыв Интернет, ребята рассмотрели памятники животным в разных странах. Особенно поразил памятник миллионам животных, погибшим в войнах 20 века, установленный в центре Лондона.
Итогом проекта стало создание памятника животному на войне самими учащимися. Используя различные материалы: пластилин, бумагу, соленое тесто и даже конструктор LEGO - изготовили свои «памятники» животным, воевавшим рядом с человеком.
Это проект позволил детям по-другому взглянуть на братьев наших меньших, осознать свою ответственность за них. Мы надеемся, что наша исследовательская работа поможет всем с еще большим уважением относиться к нашим верным четвероногим и крылатым помощникам.
О.А. Семеркова,
учитель начальных классов
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"