Отчего бывает радуга?
Радуга – одно из самых изумительных явлений природы. Над сущностью этого явления люди задумывались издавна. Радуга является спутницей дождя.
Что такое радуга? В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.
В некоторых местностях верят, что радуга - это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Оно хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.
Но это только легенды.
Ученые дают разные определения слова «радуга». В словаре Ожегова даётся такое понятие: «Радуга - разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях». А так объясняет это явление Современный Энциклопедический словарь: «РАДУГА, разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него cтороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя».
Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Для этого нужно находиться строго между Солнцем и дождем: при этом Солнце должно находиться позади, а дождь – впереди.
Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Радуга – это природное оптическое явление. Она даёт уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света в спектр. Мы попробовали создать свою радугу. Для этого использовали несколько способов ее получения.
Первый метод заключался в использовании мыльных пузырей. Мы запускали их в солнечный день. Глядя сквозь пузырь, мы заметили, что его стенки образуют радугу. Второй метод – использование зеркала. Мы поместили его внутри стакана наполненного водой, затем вошли в темную комнату с белыми стенами. Посветили фонариком в воду, двигая его, мы увидели радугу. Третий метод - использование компакт диска. Мы взяли компакт- диск и положили его на плоскую поверхность, под освещение. Можно заметить, что на диске образуется радуга. Другой способ - покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета внутри помещения. Четвертый метод - метод дымки. Мы взяли садовый шланг и включили воду.
Глядя на капли воды, которые отражали солнечный свет, мы сделали следующие выводы: если капли воды крупные (диаметром 1—2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы; если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой; последовательность цветных полос всегда одинакова: внутри дуги находится фиолетовая полоса, которая переходит сначала в синюю, голубую, затем в зеленую, желтую, оранжевую и, наконец, красную, образующую дугу с внешней стороны.
Разложение белого света в спектр называют дисперсией. Объяснил дисперсию Исаак Ньютон, он и выделил в спектре 7 цветов.
На уроках окружающего мира в 1 классе мы выучили специальные фразы, которые позволяют нам правильно запомнить порядок спектра:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан!»
Еще можно запомнить порядок цветов при помощи поговорки:
«Как Отважный Жан Звонарь Головою Сбил Фонарь!»
Люди с давних времен знали о целебных свойствах радуги. Уже в Древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи преломлялись в тот или иной цвет спектра. Так появилось направление – цветотерапия.
В России тоже был ученый, который внес значительный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В. М. Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека так же, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения.
Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер, используя специальное оборудование доказал, что цветовые предпочтения людей связаны с эмоциями, которые испытывает человек. Он создал свой «Цветовой тест», который позволяет определить эмоциональное состояние человека. Также М. Люшер дал толкование каждого цвета.
Я решила проследить за своим эмоциональным состоянием, рассмотрев рисунки. И действительно, выбрав для анализа несколько своих рисунков, заметила, что мое эмоциональное состояние в норме. На рисунках преобладают желтый и синие цвета, иногда красный. Это говорит о том, что мне действительно хочется многое успеть, достичь успеха, добиться намеченной цели. Когда создаешь рисунки, не задумываешься над выбором цвета, но рассмотрев свои работы, понимаешь, что цветовая гамма не случайна.
Совместно с учителем, Татьяной Владимировной, решили провести цветовое тестирование учащихся 1г класса. В тестировании приняло участие 19 первоклассников.
На белом фоне беспорядочно мы разложили цветовые карточки Люшера и предложили ребятам выбрать тот цвет, который им больше нравится. По окончанию тестирования, получили следующие результаты: зеленый – 1, красный – 5, синий – 3, желтый – 6, фиолетовый – 3, коричневый – 0.
Исходя из полученных результатов, мы видим, что преобладают основные тона: красный, синий, желтый, зеленый. По мнению Люшера, именно они показывают. Что эмоциональное состояние людей в пределах нормы. Ни один из участников тестирования не выбрал карточку черного цвета.
Такой прием цветотерапии можно использовать в обычной жизни, выбирая, например, цвет одежды, учитывать цветовую гамму при ремонте комнаты.
Из дополнительной литературы мы узнали интересные факты о радуге.
А знаете ли вы, что…Иногда можно наблюдать сразу две, реже — три разноцветные дуги. Первую радугу создают лучи, отразившиеся внутри капель однократно, вторую — лучи отразившиеся дважды. Представляете, в 1948 г. в Ленинграде среди туч над Невой появилось сразу четыре радуги!
Находясь в самолёте высоко над землёй, можно увидеть радугу в форме круга. Радугу можно увидеть и после наступления темноты. Такое явление называют лунной радугой. В этом случае лучи света преломляются при отражении от Луны, а не напрямую от Солнца. Как правило, она бывает менее яркой, так как чем ярче свет, тем разноцветнее радуга.
Это изумительное явление природы, с давних пор интересовало не только учёных, но и поэтов. Вот как радугу описал Фёдор Тютчев в своём стихотворении:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла…
А вот еще одно стихотворение о радуге В.Д.Берестова:
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Радуга - это необычное и запоминающееся явление природы, о котором хочется не только слагать стихи, но и петь песни. Анастасия Овсейчик сочинила песню «Радуга-дуга».
Проведенные нами исследования показали, что радуга образуется путем преломления белого света. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу.
Терганова Екатерина, ученица 3б класса,
Новикова Т.В., учитель начальных классов
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"