Вхожу в мир прекрасного
Еще одна удивительная встреча с необъятным миром классической музыки произошла в зимнюю лицейскую встречу. Лицеисты 6-х классов Дейнега Егор, Семерков Максим, Воробьев Павел, Федосенков Семен под руководством учителя музыки Тимошиной Т.И. представили исследовательские работы на темы: «Два музыкальных посвящения» и «Образы скорби и печали в творчестве композиторов 18 века».
Первый проект посвящен русской классической музыке, где рассказывалось о творчестве двух великих сынов России – поэта А.С.Пушкина и композитора М.И.Глинки (1803-1856). В работе представлена любовная лирика поэта – стихотворение «Я помню чудное мгновенье», положенное на музыку композитора, который считается родоначальником русской классической музыки. Глинка сочинил музыку романса спустя несколько лет после трагической гибели Пушкина в 1840 году. Ребята дали подробный анализ и обзор романсовому жанру, который прозвучал для всех в исполнении всемирно известного русского тенора И.С.Козловского. И, конечно, упомянули о дамах Анне и Екатерине Керн, коим с необыкновенной нежностью и чистотой были посвящены эти творения литературы и музыки.
Полна народа зала
Музыка уж греметь устала,
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам…
И зазвенели фанфары «Вальса-фантазии» М.И.Глинки. Балы, блеск и красота! Кружатся пары… Музыкальные интонации романса и вальса звучат как взволнованная речь, по которой мы сразу узнаем творческий стиль композитора. Оба эти произведения автобиографичны и отражают события в судьбе Глинки.
Второй проект противоположен: он посвящен западноевропейской музыке 18 столетия, которая овеяна печалью, скорбью и таинственностью. Звучало имя австрийского композитора В.А.Моцарта (1756-1791), с творчеством которого учащиеся знакомятся на уроках музыки еще во 2 классе. А вот творчество итальянца Джованни Перголези (1710-1736) для всех ново и не изучено. В работе были представлены жанры вокально-инструментальной музыки реквиема и кантаты. Реквием – заупокойная месса, последнее творение Моцарта, оставшееся незавершенным. «Я сочиняю ее на свою смерть…» - так говорил сам композитор.
Кантата Перголези была написана в память о погибшей возлюбленной. Сочинив ее, вскоре умирает и сам композитор. Произведение так же становится заупокойной мессой, проникнутой трепетными человеческими чувствами. Оба произведения написаны в традициях культовой западноевропейской музыки 18 века, где строгие хоровые номера чередуются с вокальным соло и тутти оркестра. В них композиторы передали свои размышления о жизни и смерти, о душе и Боге.
Смерть есть тайна, жизнь – загадка:
Где решенье? Цель? Конец?
Впереди исчезновенье
Иль бессмертия венец?
Лицеисты прикоснулись к очень глубоким философским и жизненным темам в своих исследовательских работах, подкрепив их историческими фактами создания рассмотренных музыкальных произведений и фактами из жизни композиторов. Ну и, конечно, звучащей музыкой, которая, бесспорно делает сердца всех людей открытыми, а души чище.
Тимошина Т.И.,
учитель музыки
МБОУ «Лицей №1 Брянского района»