Проект "Молочное волшебство"
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
По новым Федеральным государственным стандартам, главная цель обучения в начальной школе - развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на опыт практической деятельности. Ведущее место в развитии учащихся занимает проектно-исследовательская деятельность.
В нашем лицее работа над проектами начинается с 1 класса. В программе предусмотрено несколько краткосрочных проектов по математике, окружающему миру, технологии. Но наиболее интересными для учащихся 1в класса стали долгосрочные проекты «Русская березка» и «Молочное волшебство». О работе над последним проектом хочется рассказать.
Проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников. В лицее первоклассникам систематически дают молоко. Но не все дети пьют его с удовольствием. Ученики 1 в класса решили выяснить, полезно ли молоко для здоровья и какие продукты сделаны из молока. Закипела работа в четырех группах. Ребята сформулировали вопросы, ответы на которые хотели бы найти («Пить или не пить молоко?», «Во что превращается молоко?», «Какой молочный продукт самый полезный?», « Какие молочные продукты производят в Добруни?»). В поиске ответов на них одна группа во главе со Степиной Русланой работала в библиотеке, искала информацию в энциклопедиях, журналах и справочниках. Другая группа с Токаревой Дашей во главе провела опрос родителей, учителей и одноклассников. Учащиеся третьей группы совместно с родителями искали информацию о молочных продуктах в Интернете, а ребята из группы Шилиной Полины изучали разнообразие молочных продуктов, выпускаемых СПК «Агрофирмой «Культура».
Самым интересным для учеников 1в класса был этап исследования. Мы назвали его «Молочные превращения». Первоклассники проводили эксперименты с молоком. Ребята очень удивились, когда узнали, что в разных странах употребляют не только коровье молоко, но и молоко других животных (верблюда, оленя, ламы и др.).
Дети сравнили на вкус молоко козы и коровы. Затем из молока сделали простоквашу, выяснили, как ее превратить в творог. Снимали с молока сливки. Сливки превращали в сметану. Взбивали молоко с вареньем – получили вкусный молочный коктейль.
Услышав рассказ М.Зощенко «Иногда можно кушать чернильницы», убедились на собственном опыте, что с помощью молока и свечи можно создавать тайные послания и делать рисунки.
Посетив молочный отдел магазина «Добрунь», ребята узнали, что в нашем хозяйстве производят молоко, кефир, творог, сливки, ряженку, сметану, адыгейский сыр, йогурты. Многие из перечисленных продуктов дети систематически покупают в школьном буфете или получают в столовой лицея.
Изготовив книжки-малышки с пословицами, поговорками и загадками о молоке, ребята решили подарить их воспитанникам детского сада.
Родители первоклашек тоже не остались в стороне. Они поделились рецептами приготовления блюд из молочных продуктов. Так в классе появилась папка «Молочных рецептов».
На уроке чтения провели викторину на знание русских народных сказок, в которых упоминается молоко. Конкурс мини-сочинений «Мой самый любимый молочный продукт» показал, что дети любят не только мороженое, но и кефир, творог, йогурты, молочные коктейли, сыр.
По результатам проекта мы оформили выставку «Молоко и молочные продукты».
Защита проекта «Молочное волшебство» - самый волнительный этап нашей работы. Все первоклассники рассказывали о проделанной работе, читали стихи, загадки, поговорки и пословицы о пользе молока ученикам других классов начальной школы. И мы надеемся, что ребятам 1в класса удалось убедить всех лицеистов в пользе молочных продуктов для детского здоровья.
С.Н. Красильникова, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1 Брянского района»