Полезный опыт юных исследователей
В нашем лицее есть традиция - проведение зимней и весенней сессий, во время которых школьники рассказывают на заседаниях кафедр о своих исследованиях, результатах проектной деятельности. По совету Никитенко Людмилы Васильевны - заместителя директора по воспитательной работе, самые лучшие работы в дальнейшем отправляются на различные конкурсы всех уровней. Такая деятельность полезна как учителю для аттестации, так и ученику для развития личности. Хочу поделиться еще одной удачной находкой учителей нашего лицея - публикацией детских работ в журнале «Юный ученый» (г. Казань, издательство «Молодой ученый»).
2015 год. Изотов Игорь Витальевич, учитель истории и обществознания, первым опубликовал в печатном издании в соавторстве с ученицей 11 класса Каукиной Татьяной работу на тему: Дело майора Таврина - операция «Туман». Авторами проведена исследовательская работа о предотвращении покушения в 1944 году немецкого шпиона на Сталина.
Затем инициативу публикаций поддержала Пархимович М.Н. - учитель биологии. Вместе со своим учеником 8 класса Шурыгиным Владиславом Маргарита Николаевна исследовала альгофлору почв. Другими словами - изучение водорослей, находящихся в почвах нашей местности. По почвенным водорослям можно узнать о состоянии почвы. Самой важной функцией, которую выполняют водоросли, является поглощение из воды углекислого газа и выработка большого количества кислорода. Свое применение водоросли нашли также в микробиологии, коммунально-бытовой сфере. Их культивируют в промышленных сточных водах для того, чтобы активизировать процессы самоочищения. Водоросли используют также для изготовления удобрений, в животноводстве. Ежегодно на всех континентах планеты люди употребляют в пищу несколько миллиардов тонн переработанных водорослей. В первую очередь речь идет о морской капусте.
Третьей была я и мои юные исследователи – ученики 7-х классов Яшелина Валерия и Шурыгин Владимир. Раздел: Математика вокруг нас.
Тема работы Яшелиной Валерии «Исследование простых и сложных процентов». Чтобы обеспечить достойное проживание в новых для России рыночных условиях, каждый человек должен разбираться в существующих экономических закономерностях, финансовых механизмах; учиться выбирать для себя стратегию управления собственными денежными средствами. В ходе выполнения работы Валерией были исследованы различные виды вкладов Сбербанка, проанализирована их функциональность, доходность, процентные ставки, % годовых, решены расчетные задачи двумя способами: математическим и с помощью формул простых, сложных процентов.
Проценты прочно вошли в нашу жизнь как экономическое понятие. Работа Шурыгина Владимира на тему «3 основных действия с процентами» позволила учащимся не только привести в систему математические знания, познакомиться с типовыми экзаменационными задачами на проценты, но и получить представление о такой финансовой операции как кредит, расчет заработанной платы после вычетов налогов.
В заключение, хочется отметить наличие в журнале по многим предметам большого количества материала, представленного в виде исследовательских и творческих работ. Всего в номере журнала 636-638 страниц. Есть что почитать! Есть чему поучиться!
Мы, учителя лицея, гордимся своими талантливыми учениками. А родители радуются за наше соавторство и сотрудничество с их детьми.
Кочергина Т.И., учитель математики
МБОУ "Лицей №1 Брянского района"