Подводим итоги проектной деятельности
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Дистервег А.
Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в проектной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Проектная деятельность – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. Детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя. Главное для учителя – увлечь, заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаю не на результат, а на процесс. Очень важным считаю поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
В первом полугодии у ребят был большой выбор тем для групповых и индивидуальных проектов по разным предметам. Например, работая над групповым проектом по русскому языку и литературе «Сочиняем волшебную сказку» ребята приобрели опыт собственного сочинения. Свои портфолио они пополнили книжками – малышками собственного сочинения и оформления.
Проект «Как научиться читать стихи» помог повысить выразительность чтения. Благодаря этому проекту ученики нашего класса достойно выглядят на конкурсах стихотворений.
Из индивидуальных проектов детей «По тропинкам родного языка» ребята узнали о тайнах русского языка, углубили свои знания по предмету.
Над проектом по математике «Математическая сказка» работали дети, увлеченные этим предметом. Итогом стало участие ребят во Всероссийском конкурсе «КИТ- компьютеры, информатика, технологии»
Групповой проект по технологии «Городской парк » и «Детская площадка» научил ребят своими руками из разных материалов делать замечательные поделки.
Целью работы над проектом по окружающему миру «Разнообразие природы родного края» была систематизация знаний о природе родного края. Работая над проектом, ребята учились обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов, ребята узнали о расположении района на карте Брянской области, о Красной книге Брянской области, подготовили интересные сообщения о заповеднике «Брянский лес». В своих работах дети поднимали такие проблемы как «Волки-друзья или враги?» (Рыженкова Ксения), «Зачем ежу яблоки?» (Чуева Александра), «Кто такой заяц?» (Гомонова Алена), «Почему лиса хитрая?» (Шипулина Елизавета).
С проектом по физкультуре «Здоровый образ жизни» мы вышли на лицейский час. На сцене ученики нашего 3в класса убеждали лицеистов вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Нельзя забывать и о роли родителей. Только с их непосредственного участия проекты детей будут успешными.
Все цели и задачи, которые мы ставили перед собой в первом полугодии, с достоинством были реализованы благодаря стремлению детей, их увлеченности содержанием проекта и умению классного руководителя организовать научно – исследовательскую деятельность. Отвечая стандартам ФГОС, вся проектная работа была направлена на самостоятельное добывание учащимися знаний и их применение на практике. А главное, любая исследовательская деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности учащихся, потому мы не будем останавливаться на достигнутом и будем продолжать вместе постигать науку.
Политико Н.В., учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1 Брянского района»